Ученые выяснили почему исчезают пчелы

Согласно прогнозу специалистов продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), за последний год пчел и шмелей в мире стало меньше примерно на треть. Дело идет к тому, что в ближайшие 20 лет они могут полностью исчезнуть с лица земли.

Медоносы стали пропадать сначала в США, а далее везде — в Европе, Азии, Латинской Америке. Запаниковавшие люди даже вспомнили Вангу. Она пророчествовала, что массовая гибель пчел и шмелей по всему миру начнется с 2004 года. Они начали исчезать в 2006 году. В России — с осени 2007-го. Россельхознадзор подтверждает печальную статистику: мор принял угрожающий масштаб. И, по словам заведующего кафедрой пчеловодства Российского государственного аграрного университета профессора Альфира Маннапова, эта изначально американская проблема вполне может стать российской.

Опасения специалистов понятны: не будет пчел — не будет опыления растений. Не будет растений — погибнет и человечество.

В последнем номере журнала Science появилась публикация французских и британских ученых, которые утверждают: пчел и шмелей губят инсектициды нового типа. Эти химические препараты были разработаны для еще более эффективного уничтожения вредных насекомых. А удар неожиданно пришелся по полезным.

Особенно опасным оказался один из новых химических препаратов — неоникотиноидный инсектицид, разработанный в первой половине 1990-х годов. Именно его сегодня используют повсеместно. Препарат поражает нервную систему насекомых. А помимо этого, как выяснилось, накапливается в нектаре и пыльце цветков.

Исследователи шесть недель наблюдали за развитием колонии шмелей, которые летали на поле, обработанном неоникотиноидным инсектицидом. И оказалось: у "отравленных" и гнезда меньше, и потомство слабее. А будущих маток аж на 85% меньше, чем у их "чистых" собратьев.

Также ученые проследили судьбу пчел. Выпустили на поле, обработанное химикатом, снабдив микрочипами-радиопередатчиками. Пчелы, контактировавшие с отравой, гибли в два-три раза чаще, чем в норме. Кроме того, инсектицид нарушал их систему навигации. Насекомые не могли найти дорогу домой.

Новые препараты действительно уничтожают вредителей с небывалой силой. Но специалисты прогнозируют: если не отказаться от такой суперхимии, то пчелы полностью исчезнут к 2035 году.

Другой "провидец", не менее известный, чем Ванга, Альберт Эйнштейн, однажды предсказал: "После исчезновения с планеты пчел людям останется только четыре года жизни". Стало быть, человечество пропадет в 2039 году.

По материалам: Izvestia.com.ua