В кольцах Сатурна обнаружено нечто таинственное

Зонд НАСА "Кассини", находящийся сейчас в кольцах Сатурна, передал на Землю удивительные фото. Космическому аппарату удалось впервые снять с близкого расстояния Метону — спутник планеты-гиганта.

Метона, она же Мефона, она же S/2004 S, она же Сатурн XXXII, была открыта в 2004 году. Астрономы обнаружили этот спутник на ранних снимках зонда "Кассини". Название он получил 21 января 2005 года из древнегреческой мифологии. Метона — дочь гиганта Алкионея, одна из семи алкионид, пишет Osp-ua.info.

На нынешнем снимке Метона предстает яйцом. И это не игра света и теней, а реальная форма спутника. Если мерить по большой оси, то получится 3 километра. Для спутника маловато. Но для яйца — о-го-го!

Метона — один из 62 спутников Сатурна. Но не единственное тут яйцо. Есть вроде бы еще два: Паллена и Эгеон. Паллена в поперечнике 4 километра. Эгеон совсем маленькое по космическим меркам яйцо — всего 500 метров в поперечнике. К этим яйцам подобраться близко пока не удалось.

Специалисты озадачены не только формой Метоны, но и ее поверхностью. Поверхность абсолютно гладкая. Как скорлупа. А должна бы быть вся изрыта кратерами и прочими неровностями.

Диона и Рея в необычном ракурсе. Из двух шаров получились "зайцы". Фото: НАСА.
Представитель научной команды "Кассини" Питер Томас из Корнелльского университета предполагает, что спутник состоит из какого-то легкого и тягучего материала, который способен затягивать повреждения.

Исследователи оценили удельный вес материала Метоны. Получилось порядка 300 килограммов на кубический метр. Яйцо в три раза легче воды. Иными словами, если бы оно оказалось на Земле в океане, то плавало бы.

Разгадать тайну космического яйца скоро не получится. А может быть, не получится совсем. Траектория полета "Кассини" такова, что рядом с Метоной он уже не окажется. В сентябре 2017 года миссия аппарата будет прекращена. А новая вряд ли начнется.
А В ЭТО ВРЕМЯ

Не менее удивительно выглядят еще два спутника Сатурна — Пан и Атлас. Они вылитые "летающие тарелки" — огромные, диаметром под 20 километров. Но почему они такие, специалисты не представляют.

— Нет, это не корабли пришельцев, покрытые слоем льда и пыли, — уверяет Каролин Порко, астрофизик и планетолог из Института космической науки (США, штат Колорадо). По ее мнению, столь странную тарелочную форму спутники приобрели за счет колец из частичек льда, которые сначала вращались вокруг глыб. В то время они были эдакими мини-Сатурнами. Частички постепенно налипли. И в итоге образовали ободки высотой около 6 километров.

А недавно "Кассини" сфотографировал рядом с Сатурном "зайцев" — есть такой термин у игроков на бильярде для сдвоенных шаров.

Понятно, что в объектив попали сразу две луны. Это Диона и Рея. Диаметр первой — 1120 километров, второй — 1530. Диона, которая располагается слева, находится ближе к зонду. Поэтому и кажется, что она одного размера с Реей. Иллюзию дополняют кратеры, которые на Дионе крупнее, и одинаковая отражательная способность обеих лун. На самом деле между ними примерно 500 тысяч километров. А снимок сделан с расстояния 1 миллион 100 тысяч километров от Дионы. Пан, похожий на "летающую тарелку".