Женщины североамериканских племен орудовали томагавками, пахали землю и выбирали вождей
Общества индейцев Северной Америки гораздо более архаичны по сравнению с европейскими. Однако в плане определения гендерных ролей они могут показаться нам прогрессивными. Индианка – не только мать, сакральный источник жизни, работник домашнего хозяйства, но и полноправный член общины. И они сохраняли свою женственность и красоту.
Испытательный срок для молодоженов
Как полагает историк Джон Уайт, не менее половины индейских племен на территории современных США были матриархальны и матрилинейны. И сегодня у 25 процентов признанных правительством США индейских общин женщины играют доминирующую роль. Матрилинейность, характерная для архаичных обществ, означает определение имени и ведение счета рода по матери. Это несло и правовые последствия — наследование имущества по женской линии, женское управление судьбой семьи и общины. Так, женщины племени навахо имели больше прав на домашнее имущество, распоряжение семейным доходом и судьбу детей.
Европейское представление о гендерных ролях, в рамках которого мужчина рассматривается как работник и воин, а женщина — как домохозяйка, было непривычным для индейцев, стремившихся к балансу, взаимному распределению большинства обязанностей. Конечно, за мужчинами оставалось преимущество во время охоты и наступательных войн, но за женщинами нередко — владение жильем и семейным имуществом, занятие земледелием, ведущая роль в воспитании детей.
У ирокезов — одной из самых крупных групп племен — мужчины хотя и были вождями, но нередко выбирались свободным голосованием женщин и мужчин. Или только женщинами, недовольство которых было чревато потерей почетного места. Лояльным было у ирокезов и отношение к браку — совершенно неподходящих партнеров не принуждали к супружеству, и заключенные брачные союзы выдерживали испытательный срок: в течение года одна из сторон могла свободно и быстро расторгнуть брак, если не понравилось.
«Женщина ближе к богу…»
Европейцы, наблюдавшие жизнь «дикарей», были поражены тем, как индианки пашут землю и собирают урожай, строят и устанавливают типи (индейские дома), заготавливают дрова и еду, занимаются ремеслами и порой даже участвуют в охоте. Но в тоже время индейские сообщества отличались демократичностью в отношении женщин и почтением к ним как к источнику жизни.
Трепетное отношение к женщинам использовалось европейскими колонизаторами — взяв индианок в заложники, можно было легко принудить индейских мужчин сложить оружие. Так, например, поступил 7-й кавалерийский полк Джорджа Кастера в «битве» при Уошите в 1868 г. В ходе быстрого нападения на мирное селение полк пленил более 50 женщин и детей, и затем американцы принудили многочисленную группу индейцев покинуть свои земли и уйти в резервации.
Индеец племени сиу Рональд Громовая лошадь говорит о женщинах: «Мы верим, что женщина намного ближе к богу, чем может оказаться мужчина. […] женщины, так как даруют жизнь, создают ее, намного более святые и духовные существа, чем мужчины. Они важнее мужчин». Женщины в патриархальных племенах в большинстве повседневных социальных, экономических вопросов, а также в браке были практически равноправны с мужчинами, так как женская работа была не менее важна для выживания сообщества.
Как Тропа Бизонихи завалила кавалериста
Индианки племени чероки были воинами наравне с мужчинами, владели домами, построенными мужчинами и управляли семьями. На войну ходили и женщины племен омахов, шайеннов, понков, сиу и прочие. Европейцы в столкновениях с команчами убивали женщин так же, как мужчин, так как индианки представляли не меньшую опасность и владели оружием не хуже своих мужей и братьев.
Согласно легенде шайеннов, именно женщина по имени Тропа Бизонихи выбила из седла Джорджа Кастера, командира американцев в битве при Литтл-Бигхорн в 1876 г. (самая громкая военная победа индейцев над захватчиками). Капитан Роберт Картер, воевавший против команчей в начале 1870-х годов, писал, что индианка «сражается со всей силой ее дикой натуры и отчаянием тигрицы, используя лук и револьвер, из которых великолепно стреляет».
Отличие гендерных ролей в индейских и европейских сообществах объясняются как разностью менталитетов, так и тем, что индианки оказались более включенными в экономическую, социальную и военную жизнь своих обществ, что позволяло им не только пользоваться равенством с мужчинами, но и нередко ставить их в зависимое положение. Уважение к женщине естественным образом проистекало из того факта, что не только без ее роли матери, но и без участия во всех жизненно важных работах выживание племени невозможно.
Вместе с тем, индианки совсем не чужды женственности. Фотографии, сделанные в основном на рубеже 19-20 веков, запечатлели их великолепную национальную одежду, страсть к украшениям и особую, гордую и красивую манеру держаться. В большинстве племен женщины носили рубахи и юбки и рубахи-платья, снабженные бахромой, вышивкой, рисунками, бисером, ракушками и перьями. Индейские мужчины и женщины носили серьги, ожерелья, кольца, браслеты и другие аксессуары. Уже более 100 лет красота индейской культуры пользуется устойчивой популярностью у художников различных жанров, исследователей и ценителей искусства.
Константин Котельников,
«Дилетант» (diletant.media)