В Сирии есть древний город (вернее, его руины) с забавным названием — Дура-Европос. И ударение в названии ставится именно на первый слог. Но ничего общего с обзывалкой оно не имеет: «дура» на арамейском означает «крепость». А Европос – это македонский топоним: местная аристократия состояла из потомков македонцев.
Античный город (вблизи современной сирийской деревни Сальхиях) был основан диадохом (полководцем) Александра Македонского, царём Селевком I Никатором около 300 года до н. э. Для поселения своих солдат он выбрал заброшенную ассирийскую крепость на высоком берегу Евфрата по дороге из Дамаска в Междуречье. Приблизительно после 113 года до н. э. Дура-Европос перешёл под власть Парфянского царства, став важным административным центром. Здесь жили персы, вавилоняне, арабы, сирийцы, а основным языком был арамейский. С падением же Парфии город неоднократно переходил из рук в руки. С 165 года его занял Рим, и Дура-Европос стал не только городом-крепостью, но и крупным торговым центром. Но в 256 г. крепость была разрушена войсками сасанидского царя Шапура I.
В 260-273 гг. Дура-Европос входил в состав государства Пальмира, позже стал местом поселений христианских отшельников и постепенно был поглощён пустыней.
Хотя существование города давно известно из литературных источников, вновь открыт он был лишь в 1885 году – американской экспедицией, когда археолог и фотограф Джон Генри Хейнс сфотографировал Пальмирские ворота. Но археологические работы здесь начались значительно позже. 31 марта 1920 года солдаты из размещённых на Ближнем Востоке английских войск под командованием капитана Мерфи рыли траншею возле развалин на высоте Сальхийе. И обнаружили прекрасно сохранившуюся настенную роспись с изображением сирийского священника. Так были найдены Помпеи сирийской пустыни, как называют Дура-Европос журналисты. О находке сообщили в Багдад американскому археологу Джеймсу Брейстеду. После чего была организована первая экспедиция.
Раскопки 1920-х и 1930-х годов, проведённые французами и американцами (наиболее важные находки сделаны под руководством русского историка-эмигранта Михаила Ростовцева из Йельского университета), рассказали удивительную историю этого плавильного котла народов, их культур и религий. Потом работы прервала война, а возобновила их лишь в 1986 году совместная французско-сирийская группа во главе с Пьером Леришем.
Уничтожение города Сасанидами, как ни странно, позволило сохранить множество памятников культуры в нём. Были обнаружены удивительно хорошо сохранившиеся оружие и доспехи, принадлежащие римскому гарнизону, останки воинов, погибших в подстенных подкопах во время последней осады, документы на греческом, латинском, арамейском и других языках. В насыпях сохранились части древних сооружений, в частности, руины дворца, иудейская синагога, построенная в 244 году, с прекрасными фресками (что подтверждает существование тогда иудейского монументального изобразительного искусства вопреки запрету на изображение живых существ) на темы из Ветхого Завета, христианский храм, кстати, один из древнейших в мире, и 11 языческих. В том числе святилище бога Митры – митреум, руины храмов с фресками и рельефами парфянского времени – богов Баала, Артемиды-Нанайи, Зевса Теоса и других. Все они уникальны для Ближнего Востока по масштабу и археологическому значению. А живописный ансамбль синагоги важен для определения истоков формирования христианской иконографии, их тесных контактов.
Правда, все фрески из Дура-Европос были демонтированы вместе со стенами сооружений. Изображения и письменные документы перенесли в музеи, например в Национальный музей в Дамаске, музей Дейр-эз-Зора и в Галерею искусств Йельского университета (США). Увы, остальное разграбили и уничтожили в 2017 году боевики «Исламского халифата».
Маргарита Дорштейн, РГ/РБ (rg-rb.de)