Незримые сокровища древнего города

0

Древний город Руан — клад для путешественников. Не счесть в нём сокровищ, большей частью неосязаемых, духовных, таких, как история и её герои, доблесть воинов, слава королей, талант мастеровых, добропорядочность жителей, но немало и тех, что существуют во плоти — это картины, крепости, доспехи рыцарей, сувенирное оружие которых сегодня украшает многие галереи, скульптуры и дворцы. Руан же являет собой прекрасную коллекцию сокровищ разума, души, а также и рукотворных.

Руан

Руан — столица Нормандии, северной провинции Франции, крупный коммерческий и портовый город. Речной порт доступен даже для морских судов. В городе много университетов и текстильных предприятий.

От Парижа Руан находится в 135 километрах к северо-западу. Так же, как и Париж, Руан стоит на Сене. Река разделяет город на исторический центр и современные районы.

В середине IX века Руан завоевали норманны, пришедшие из Скандинавии. Город стал столицей Нормандского герцогства. Название края так и закрепилось в истории Франции — с северным привкусом. Три столетья спустя Нормандия вошла в состав Французского королевства, которым тогда правил Филипп Август, да так и осталась там по сей день.

Спокойные уравновешенные скандинавы, обосновавшиеся в Нормандии, разбавили эмоциональный чувственный характер французов. Получился как бы новый этнос, в меру темпераментный, в меру сдержанный. Люди, населяющие эти края — трудолюбивые, рассудительные, радушные и не прочь повеселиться, когда наступают праздники.

Но Руан существовал задолго до пришествия норманнов, ещё в античные времена. Предполагается, что город был заложен римлянами. Римские легионы, продвигаясь на север, образовывали поселения, оставляя в них свою культуру, быт и традиции. В первую очередь римские солдаты прокладывали дороги и сооружали термы (бани), а когда обосновывались окончательно, строили амфитеатры, девиз «хлеба и зрелищ» никто не отменял. Так Руан вбирал в себя наследие разных народов.

Клод Моне

В Руане создавал свои удивительные полотна Клод Моне. Пейзажист снимал комнату как раз напротив собора Норт-Дам, чтобы иметь возможность в любое время — на рассвете, в поддень, в сумерках — запечатлевать его величественный облик. Ведь Руанский собор считается жемчужиной готической архитектуры.

Собор пленил художника размахом и утончённостью архитектурной мысли, изящными линиями каменных кружев. Когда утром солнечные зайчики скользили по стенам грандиозного сооружения, казалось, что недвижимый орнамент менял форму, цвет и саму фактуру, а скульптуры в нишах как будто двигались.

Художники всегда немного чудаки. Они могут часами ждать мгновенья солнечного заката, когда свет и тени создают особую форму шпилей, башен, резных украшений из камня, или ожидать прихода осени и времени цветения водяных лилий в ближайшем пруду, чтобы воспроизвести на холсте блики воды и нежность лепестков.

Клод Моне написал пятьдесят полотен с видом Руанского собора Нотр-Дам. Стоило поменяться освещению, художник тут же брался за кисть, чтобы передать игру солнечного света.

Серия картин Моне «Руанский собор» очень известна, по замыслу пейзажиста, она должна была быть передана музею, но художнику не удалось сохранить все картины вместе, многие разошлись по разным странам и музеям. В Париже, в галерее Орсе, в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, в музее изобразительных искусств в Москве можно найти живописные полотна Клода Моне, изображающие собор.

К слову сказать, сам Руанский Нотр-Дам, созданный в стиле нормандской готики — большая знаменитость. Он считается национальным наследием Франции, одним из самых красивых в своём роде. Высота его шпиля — 151 метр, под куполом — 50 метров, потолков в галереях — 28 метров. Архитектурно собор похож на Нотр-Дам де Пари в Париже, он, правда, гораздо меньше по величине, но считается не менее красивым и изящным.
 
Окна в соборе выполнены в виде витражей (им уже по 800 лет). Одна из стеклянных мозаик сложена из голубого кобальта. Сюжет посвящён походам Юлиана-Госпитальера, исторической личности Франции. В XII—XV веках город Руан славился своими витражами на всю Европу.

Гюстав Флобер

В Руане творили писатели Пьер Корнель и Гюстав Флобер. Прозаик-реалист Флобер не очень любил город, считая его серым и скучным, провинция ему не нравилась. Человеком он был замкнутым и, похоже, разочарованным жизнью. Как известно, пишущие люди отражают собственную жизненную философию в своих литературных произведениях. Так, в самом известном своём романе «Мадам Бовари» Флобер обрисовал общество того времени, не оставив ни одного положительного героя в своём произведении. И за этот роман писателю здорово досталось.

Когда проза была опубликована в журнале «Ревю де Пари», Флобера обвинили «в оскорблении морали» и привлекли к суду. Но потом оправдали. За что наказывать человека, если он разуверился в людях? Может быть, Гюстав Флобер стремился к возвышенным идеалам, искал их, но не нашёл. Наверное, писатель и сам очень страдал: трудно жить с такими мыслями.

Ричард- Львиное Сердце

То ли народ был лучше в древние времена, то ли королям легче жилось, чем писателям, но факт остаётся фактом. Король Английский, он же Герцог Нормандский, он же Герцог Аквитанский, Граф Анжуйский, Ричард Первый Львиное Сердце завещал своё сердце Руану и был там похоронен. Говоря точнее, в соборе Нотр-Дам в саркофаге покоится сердце короля. Тогда существовала традиция хоронить органы в разных владениях монарха. А само тело было погребено в аббатстве Фонтевро.

Ричард-Львиное Сердце считался в своё время человеком образованным. Красив, умён, красноречив, порой писал стихи, пел в хоре. Он мог руководить хором в церкви, но править страной достойно не умел, не обладал качествами успешного менеджера. Короля куда больше привлекали военные баталии. Он и в детстве очень любил драться. Поэтому, когда возмужал, стал вдохновителем Крестовых походов на Иерусалим. Армия, в его понимании, нужна была, чтобы грабить другие народы, а страна — чтобы выколачивать налоги со своего.

Ради освобождения Иерусалима Ричард-Львиное Сердце предпринимал Крестовые походы, в то же время он стал первым правителем, по чьему приказу произошёл еврейский погром в Англии, что тоже вошло в историю.

Тут же. в Руане, закончил свой жизненный путь Вильгельм-Завоеватель, предок Ричарда. И конечно, первый правитель Нормандии герцог Ролло нашёл своё пристанище под сводами собора.

Орлеанская дева

Но более всего стяжала известность Руану Жанна д'Арк. Орлеанская дева была сожжена на костре, на старой рыночной площади Вье Марше.

Сегодня место это обозначено высоким крестом. Рядом построили сооружение с крышей, напоминающей треуголку Наполеона, похожее не то на летнюю эстраду, не то на областной дом культуры. Назвали собором, хотя изнутри оно напоминает концертный зал или аудиторию университета. Удобное, стилизованное помещение, куда водят экскурсии и рассказывают историю Жанны д'Арк. В углу стоит памятник ей, и некоторые витражи посвящены юной воительнице.

Высокая круглая башня Grosse Tour на Ле Донжон, где томилась в заточении девятнадцатилетняя Жанна перед казнью, всё ещё стоит в центре города, напоминая о трагическом сюжете из жизни Руана и всей Франции.

В XV веке Столетняя война между Францией и Англией привела к тому, что Руан попал под власть Англии. Именно эта война дала народу Франции национальную героиню Франции Жанну д'Арк. Жанна возглавила командование французской армией в битве за Орлеан. Четыре дня ей понадобилось для того, чтобы в разрозненных, измождённых, уставших солдат вселить боевой дух и вступить в сражение с превосходящей по численности и хорошо вооружённой армией англичан. Поддерживаемая простыми доверяющими ей ополченцами, Жанна д'Арк выиграла эту роковую битву.

Орлеанская дева справилась с той задачей, которую королевские военачальники считали невыполнимой. Сбылось пророчество, которое ходило среди народа — «Дева спасёт Францию».

В священную миссию Жанны д'Арк верили солдаты. Они смело шли в новые сражения, воодушевлённые юной воительницей. Сам король прислушивался к советам девы. Как могла всё это вынести римская церковь?
 
Зависть и предательство — старые человеческие пороки, которые отправили на тот свет немало честных искренних людей. Орлеанскую деву невзлюбили королевские придворные, пытаясь оболгать девушку, защитой для которой служила лишь её искренняя вера в своё предназначение и любовь к Франции. Злонамеренные козни заевшейся знати привели к тому, что Жанна попала в плен к бургундцам. Те продали её англичанам. Так юная дева оказалась в Руане, где ею занялись посланники Папы Римского.

В 1431 году Жанна д'Арк была предана католической церковью анафеме как еретичка, а в 1920 году была той же церковью причислена к лику святых. История знает немало парадоксов, особенно история религии.

В городе есть музей Жанны д'Арк, целый комплекс.

По материалам "Великая Эпоха"

Поделиться.

Комментарии закрыты