Драчуны подбирали тяжелую обувь с твердой, выступающей подошвой, желательно подбитой гвоздями
Удивительно, но веселые парижане, любители вина и круасанов, изобрели сават — один из самых подлых и жестоких стилей уличного боя.
К черту гуманизм
История савата началась на темных улочках Парижа конца XVIII века, где маявшийся от скуки народ придумал себе жестокое развлечение. Двое мужчин выходили в круг и начинали драться руками и ногами, при этом старались наносить удары жесткими и тяжелыми ботинками по самым чувствительным частям тела противника: голеням, коленям или паху. К черту гуманизм — по правилам нужно было нанести сопернику как можно больше увечий. Драчуны подбирали обувь с твердой, выступающей подошвой, желательно подбитой гвоздями. Отсюда появилось одно из названий французского бокса: сават переводится как «старый башмак».
Марсельские моряки, развлекавшиеся драками в долгих путешествиях, немного смягчили правила савата, дабы не калечить друг друга. Так появился шоссон, в переводе, «мягкий тапочек» или просто «тапок». Двое бойцов, обутых в ботинки со смягченной подошвой, пытались достать друг друга ногами в любую часть тела выше пояса. Из-за морской качки одной рукой они держались за канаты или предметы, стоявшие на палубе. В портовых борделях и кабаках моряки предпочитали от души лупить сухопутных крыс жесткими ботинками. Эффективный стиль боя тут же был взят на вооружение уличной шпаной: зазевавшихся прохожих начали бить с особой изощренностью, добавляя удары ножом или палкой.
Затем грянула Французская революция, а с ней свобода, равенство, братство и гильотина. Городские жители по примеру дворян стали практиковать дуэли, преимущественно без оружия, в результате в рукопашных поединках постепенно смешались моряцкий шоссон и сават уличной шпаны. У уличных дуэлянтов даже выработался особый кодекс: поединки проводились по разным правилам — одни, до первой крови, другие — до смерти противника, где разрешались все приемы и использование любых подручных средств.
Постепенно эта забава так захватила Францию, что даже высшие слои общества, вроде зажиточных буржуа, крупных капиталистов и вернувшихся после Реставрации дворян, начали заниматься боевыми искусствами. Делали это с чисто практической целью — защитить себя на темных городских улицах.
Запретил выдавливать глаза
Одним из основоположников современного вида савата является Мишель Кассо, открывший в 1825 году первую секцию. Он запретил ученикам выдавливать глаза, бить головой и царапаться, превратив уличную драку в настоящий спорт. Его ученик Шарль Лекур также внес в сават серьезные изменения. После боя Джека Адамса и английского боксера Оуэна Свифта в 1838 году Лекур решил сам поспаринговаться с британцем. Получив тумаков, француз смекнул, что савату остро не хватает боксерских приемов. Смешав два стиля, он назвал это французским боксом. Среди его учеников, кстати, был даже Александр Дюма.
После 1870 года появляется еще одна классическая составляющая французского бокса — ля канн, или каном, то есть, бой на тростях. В тот год во Франции вышел закон, запрещающий носить на улице оружие, в том числе шпаги. Разумеется, бандиты это проигнорировали и начали еще активнее промышлять грабежом безоружных богачей. Те ответили симметрично и, заменив шпаги на трости, начали от души лупцевать разбойников метровыми палками с набалдашниками.
С тех пор все уважающие себя саватье считали за честь изучать еще и умение использовать в бою трость. К тому же, порой в трости скрывались клинки, которыми при случае можно было и прирезать грабителя. Каном оказался настолько впечатляющим спортом, что соревнования по боям на тростях проводятся и по сей день.
XX век едва не принес савату забвение: в горнилах двух мировых войн погиб весь цвет саватистов и это боевое искусство почти забылось. Ответственность за сохранение традиций пала на плечи выживших энтузиастов, таких как Роже Ляфон. Во время Второй мировой войны он попал в нацистский лагерь, где обучал сокамерников приемам савата. На требование администрации научить приемам охрану Ляфон ответил отказом, за что попал на 21 день в одиночную камеру, а затем был переведен в трудовой лагерь уже в самой Германии. Там он втайне продолжал свои уроки. А после войны Ляфон продолжил преподавать в освобожденной Франции.
Послать в нокаут, ударив в печень
Интерес к савату снова проснулся в начале 60-х годов XX века, благодаря усилиям Пьера Барузи, который 83 года из прожитых 97 посвятил развитию и популяризации этого вида спорта. Когда популярность савата достигла пика, и начались уже мировые чемпионаты, на одном из них прославился мастер Жиль ле Дуигу. Он стал популярен после поединка с японским бойцом, во время которого японец сломал ле Дуигу обе руки, однако бой не остановили, и француз смог отправить противника в нокаут.
Что же собой представляет французский бокс сегодня? Это движение рук из приемов английского бокса и очень интересная техника ног с ударами в жесткой обуви. Акцент ставится именно на точных ударах: нынешние саватисты знамениты своими излюбленными нокаутами от удара носком ботинка в печень. Также бьют редкие для других единоборств удары подошвой или ребром ботинка в переднюю часть ноги выше колена.
Кроме того, в поединке преобладают не мощные пробивные удары ногами, как в тайском боксе, а точные попадания обутой ногой по уязвимым местам. Акцент в подготовке ставится еще и на умении избежать встречных ударов и нанести свой издалека, поэтому сават часто называют фехтованием ногами.
В боях с представителями других видов единоборств бойцы савата также неплохо себя показывают. Например, Франсуа Пиннокио победил знаменитого бойца тайского бокса Рамона Деккерса, а Фарид Кидер в лиге К1, где бьются представители всех ударных единоборств, победил каратиста Юя Ямамото. Чемпион по савату Жерард Гордо отпинал сумоиста Тейла Тули в первые полминуты, выбив ему три зуба, один из которых улетел на стол рефери, а два других застряли у Гордо в ноге. В другой битве он со сломанной рукой победил кикбоксера, однако проиграл мастеру борьбы джиу-джитсу Ройсу Грейси, попытавшись в пылу схватки укусить его за ухо.
Павел Зенцов, disgustingmen.com