Словом «Болливуд» принято называть все индийские фильмы. На самом деле, это понятие относится к киноиндустрии города Мумбаи. И на долю Болливуда из всех картин, выпускаемых в Индии за год, приходится 20-30 процентов.
Термин «Болливуд» настолько прочно вошел в обиход, что, кажется, будто он существует очень давно. На самом деле слово появилось только в 70-х годах прошлого века, а распространение получило в 90-х. Термин образовался от слияния слов Бомбей (ныне — Мумбаи) и Голливуд. Точно неизвестно, кто является автором слова «Болливуд» — это заслугу приписывают нескольким людям.
История Болливуда началась в 1913 году, когда на экраны вышел первый индийский полнометражный фильм «Раджа Харишчандра». Он был черно-белым и, разумеется, немым. Интересно, что режиссер Дхундирадж Говинд Пхалке не смог найти женщин, готовых сняться в кино, а потому в роли девушек пришлось выступать актерам-мужчинам. Пхалке снял почти сотню фильмом за свою жизнь, но умер в нищете.
Из-за Первой Мировой войны развитие кино в Индии приостановилось до 1917 года, когда удалось возобновить поток инвестиций. Уже к 1930 году страна ежегодно выпускала до 200 кинолент. Первый фильм со звуком вышел на экраны 14 марта 1931 года и назывался «Свет мира». Постепенно звуковое кино вытеснило немые фильмы, а в залы повалили толпы бедных неграмотных индийцев, так как отпала необходимость читать титры с экрана.
Один из фильмов 30-х — «Карма» — прославился на весь мир сценой с поцелуем: на экране влюбленные не отрывались от губ друг друга целых 4 минуты. Индусы не сразу приняли тот факт, что эпоха целомудрия постепенно отходит в прошлое, теперь на экране все чаще можно было увидеть лобзающихся парочек. Закон 1952 года даже запретил показывать в кино поцелуи. Однако постепенно здоровая чувственность был признана естественной для любого человека, а, потому, не безобразной.
Одними из тех, кто сделал ставку на индийское кино, были немцы. Еще в 20-х годах они заключили сделку на поставку оборудования и совместно выпустили около 15 успешных картин. Однако с началом Второй Мировой войны британское колониальное правительство депортировало из Индии немецких техников, что стало концом выгодного сотрудничества.
Цензура времен войны не давала возможность индийским режиссерам снимать кино на злободневные сюжеты, так как английское правительство требовало от них яростно пропагандировать лишь успехи британцев и их союзников.
После обретения Индией независимости в 1947 году начался расцвет кинематографа, который называют «золотым веком». Это период с конца 40-х и до 60-х гг. Именно тогда на экраны вышли многие картины из тех, что в настоящий момент считаются классикой индийского кино. В тот момент режиссеры начали скопом снимать мелодраматические фильмы, а новые киностудии появлялись, как грибы после дождя. Всю выручку от картин режиссеры тут же вкладывали в новые, а для удешевления процесса съемок приглашали к участию родственников или снимались сами. Именно в это время зародился шаблон индийской мелодрамы: 3-часовое действие с антрактом посередине, а примерно половину фильма занимают песни и танцы.
Одним из самых кассовых и известных в истории индийского кино фильмом стал «Бродяга» Раджи Капура, выпущенный в 1951 году. А ленты «Жажда» и «Бумажные цветы» вошли в список 100 лучших фильмов всех времен и народов по версии журнала Time.
Кстати говоря, стоимость производства одного болливудского фильма в десятки раз ниже, чем голливудского. Так, если средний бюджет американского кино составляет 15 млн. долларов, то в Индии на производство одной картины уходит где-то 100 тысяч долларов.
Чему же обязан Болливуд своим успехом? Прежде всего, кино было первым и главным развлечением для бедных индийцев, которые ехали в крупные города на заработки. Билет в кино в Индии стоит сущие копейки. Индусы покупают около 2,7 млрд. билетов в кино в год. Режиссеры и владельцы студий искали внимания этой аудитории — а потому ежегодно на экраны кинотеатров выплескивалось до 1000 новых кинокартин, сюжеты которых, за редким исключением, были похожи до безобразия. Однако, из всего населения Индии, которое превышает миллиард человек, кино смотрят только около 45 миллионов.
В 60-е годы Болливуд выехал на съемки за пределы Индии. Теперь в кадрах можно было увидеть горы Швейцарии и другие европейские пейзажи. В настоящее время Болливуд продолжает исследовать новые места для съемок, путешествуя со съемочной группой по США, Австралии, Шотландии, Южной Африке.
Актеры-мужчины в индийском кино ценятся на порядок выше женщин. По словам кинематографистов, даже самую прославленную актрису, такую как Айшвария Рай, можно заменить на другую, а вот под мужчину-актера зачастую создается сам образ героя. Это сказывается и на гонорарах: та же Рай, которая считается самой высокооплачиваемой актрисой Болливуда, получала за фильм в среднем 250 тысяч долларов, что в разы ниже, чем зарплата именитых актеров-мужчин.
Примерно с началом 90-х в индийском кино появилась тенденция к вариативности сюжета, которая особенно быстро стала развиваться после расслоения общества и разделения аудиторий. Удовлетворить запросы элитной публики простенькими картинами про бедного парня, наказывающего злодеев и спасающего красавицу, невозможно: Болливуд не может не учитывать интересы этих более продвинутых групп населения, а потому активно впитывает тенденции Запада, помещая своих героев не в шикарные индийские дворцы, а в роскошные особняки с лимузинами и фонтанами. Все чаще действие картины происходит за пределами Индии. А традиционные индийские танцы разбавляются элементами популярных западных.
Главной заслугой и секретом успеха Болливуда является то, что он умеет дарить миллионам мечту и сказку о лучшей жизни. О жизни, где есть место только красоте, богатству и справедливости. В этом смысле индийский брат Голливуда мало чем отличается от американской фабрики грез.
Источник – «Дилетант» (diletant.ru)