Недавно исполнилось 30 лет с того момента, как Джон Макклейн в исполнении Брюса Уиллиса появился на экране. Своим задором, динамичностью и зрелищностью картина Джона МакТирнана установила новую планку для собратьев по экшен-команде, став ориентиром для других на долгие годы вперед. Для того чтобы сосчитать все фильмы, выросшие из «Крепкого орешка», не хватит и пальцев на руках.
«В осаде»
Вышедшая в 1992 году лента Эндрю Дэвиса выглядит как сумасшедший фанат-подражатель, который идет на всё, чтобы добиться максимального сходства со своим кумиром. Когда вышел сценарий «В осаде», в нем поменяли лишь имена героев и, для проформы, обстановку, поместив действующие лица на корабль. Результатом такой мимикрии стал проходной, пусть и не безнадежный боевик категории «В». Стивен Сигал при всем своем старании проигрывает Брюсу Уиллису в харизме, притягательности и широте актерского диапазона. Из Томми Ли Джонса получился злодей на один раз, который скорее подходит для эпизода «Детектива Нэша Бриджеса» и, естественно, не идет ни в какое сравнение с Гансом Грубером. А вот за шизофреничного Гэри Бьюзи в образе коррумпированного коммандера стоит сказать спасибо, так как первым же своим появлением в кадре он дает понять, что не стоит ждать от фильма многого.
«Скалолаз»
От «Крепкого орешка» на воде перейдем к «Крепкому орешку» в горах. Здесь степень заимствования уже не столь вопиюща, но все равно заметна. Прибавьте к этому присутствие в режиссерском кресле Ренни Харлина, тремя годами ранее снявшего сиквел «Крепкого орешка», — и все вопросы о том, какой фильм был путеводной звездой для «Скалолаза», отпадут сами собой.
На сей раз ряды героев-одиночек, внезапно оказавшихся последней надеждой в борьбе с организованной преступностью, пополнил морально травмированный альпинист Гейб Уокер в исполнении Сильвестра Сталлоне. С самого начала «Скалолаз» берет драматическую тональность, давая Слаю несколько больший кусок, чем он может откусить. Налет эмоциональной разбитости остается даже в экшен-сценах, где Сталлоне, конечно, чувствует себя увереннее. В итоге погоня за двумя зайцами оборачивается для фильма тем, что он влетает лбом в столб, находящийся посередине.
К слову, «Скалолаз» — одна из немногих картин в истории, которая одновременно получила номинации и на «Оскар» («Лучший звук», «Лучший монтаж звука», «Лучшие визуальные эффекты»), и на «Золотую малину» («Худший фильм», «Худший сценарий», «Худший актер второго плана», «Худшая актриса второго плана»).
«Скорость»
Неистовый хит видеопрокатов 1990-х годов являет собой удачный пример не слепого следования формуле «Крепкого орешка», а ее изобретательной адаптации. Протагонист, воплощенный Киану Ривзом, вынужден противостоять не злодею (нельзя не отметить роскошного Денниса Хоппера) напрямую, а организованным им враждебным обстоятельствам: душегуб заминировал автобус с пассажирами, и теперь, если стрелка спидометра опустится ниже пятидесяти миль в час, автобус взорвется.
Несмотря на то, что «Скорость» не лишена сюжетных дыр, ругать ее абсолютно не хочется (в отличие от провального сиквела, сценарий которого, кстати, изначально предназначался для «Крепкого орешка 3»). Ян де Бонт умело оттолкнулся от канонов «Крепкого орешка» и использовал их как платформу для качественной оригинальной истории. А еще «Скорость» открыла широкому кругу зрителей Сандру Буллок, за что ей простительно многое.
«Небоскреб»
За 22 года до блокбастера с Дуэйном Джонсоном на свет уродился одноименный экшен с Анной Николь Смит в главной роли. В нем девушка журнала Playboy 1993 года пытается играть в пилота вертолета, которая за неимением более достойных кандидатур бросает вызов террористу, пытающемуся овладеть таинственным и потенциально опасным для мира девайсом. Если несколькими пунктами выше мы отмаркировали «В осаде» как фильм категории B, то «Небоскреб» — это в лучшем случае D. Нелепый сюжет, карикатурные спецэффекты, дешевые попытки привлечь мужскую аудиторию сценами обнаженки и абсолютная несостоятельность Смит как актрисы. Безусловно, «Крепкий орешек» заслужил не такую дрянную феминизацию. К слову, в том же году Голливуд еще раз обжегся на попытке вывести Playboy из девушки, выпустив боевик «Не называй меня малышкой» с Памелой Андерсон.
«Скала»
Свидетельство первых шагов Николаса Кейджа на территории экшена, а Майкла Бэя — на ниве пиромании по праву прописалось в иконостасе лучших боевиков 1990-х годов. И без поглядывания в рецепт «Крепкого орешка» тоже не обошлось. В «Скале» концепт «один против всех и все против одного» помещается в заведомо выигрышную локацию — заброшенную остров-тюрьму «Алькатрас». Генерал Корпуса морской пехоты США захватывает в заложники 81 туриста, угрожая применить смертоносный газ, если на его счет не будет перечислено 100 миллионов долларов. На пути у злодея становится специалист ФБР по химическому оружию Стэнли Гудспид.
«Скала» идеально работает как громкое, зрелищное и по-хорошему бесшабашное развлекательное кино c ненавязчивым, но не одноклеточным сюжетом и убедительным актерским составом: Кейдж, Шон Коннери и Эд Харрис отрабатывают каждый доллар своих гонораров. И, между прочим, это единственная картина Майкла Бэя на кинопортале Rotten Tomatoes, помеченная свежим красным помидором (66 процентов положительных рецензий критиков). Всем остальным работам режиссера было уготовано лишь гнилье.
«16 кварталов»
Согласитесь, было бы странно, если бы сам Брюс Уиллис не попробовал вновь пройти уже проторенным путем. Собственно, до вступления в партию апатии и начала съемок во всевозможном ширпотребе, актер неоднократно впрягался в проекты, над которыми витала тень «Крепкого орешка». Один из наиболее приличных в этом ряду — «16 кварталов» Ричарда Доннера, вышедший в 2006 году и особого зрительского резонанса не вызвавший. И очень зря, потому что картина не просто скроена по лекалам «Крепкого орешка», но даже смахивает на его продолжение.
Немолодой и усталый полицейский Джек Мосли должен преодолеть вынесенные в название 16 кварталов, чтобы доставить до суда важного свидетеля — темнокожего болтуна Эдди Банкера. Мосли выглядит логичной эволюцией или, если хотите, деградацией Джона Макклейна (у героев даже инициалы совпадают): работа на износ выветрила из него былой энтузиазм, попытки заглушить душевную пустоту привели к алкоголизму, а остатки самоуважения и опоры на профессиональный кодекс чести с трудом сдерживают от падения в пучину коррумпированности. И это еще не все: динамика отношений протагониста с Банкером, персонажем Моса Дефа, выглядит очень знакомой и отчетливо отсылает к взаимодействию Макклейна с Зевсом Карвером в исполнении Сэмюэла Л.Джексона в третьем «Крепком орешке». Будь «16 кварталов» действительно квадриквелом франшизы, между Эдди и Зевсом можно было бы выстроить родственную связь. Тем временем настоящая четвертая часть «Крепкого орешка» появилась на экранах годом позднее, в 2007 году, и ничего сколь бы то ни было ревизионистского публике не предложила.
«Шопо-коп»
Заметьте, никто не обещал, что в рейтинге будут только боевики. В комедии Стива Карра мы имеем возможность наблюдать, как узнаваемая история повторяется в виде не героического эпоса, а фарса.
Пол Бларт, типичный герой Кевина Джеймса, мечтает о том, чтобы влиться в ряды полиции штата Нью-Джерси, но из-за избыточного веса максимум, на что он может рассчитывать, — патрулирование местного гипермаркета на сегвее. Внезапно в его переполненном скучными и обыденными делами графике высвобождается место для подвига: торговый центр захватывают грабители, а в числе заложников оказывается Эми, возлюбленная Пола. Там, где «Крепкий орешек» напрягает мышцы и включает харизму, «Шопо-коп» глупо улыбается и поскальзывается на банановой кожуре. Воздвигаемая Джеймсом, который тут еще и сценарист, пирамидка гэгов отдельными своими блоками не так дурна, но в целом, конечно, посредственна и необязательна к ознакомлению.
«Рейд»
На первый, взгляд след «Крепкого орешка» в изумительном экшене Гарета Эванса не кажется столь очевидным. Все же протагонист офицер Рама вовсе не является героем-одиночкой и действует больше в сцепке с отрядом спецназовцев. Да и нельзя сказать, что весь сыр-бор развязался из-за того, что он, как Макклейн, оказался в неподходящем месте в неподходящее время: штурм многоэтажного дома, где обосновался наркобарон с армией головорезов, — запланированная операция, а не стихийное решение. Не говоря уже о том, что «Рейд» — практически немой фильм в том плане, что за персонажей вместо слов в основном говорят кулаки. Да так говорят, что заслушаешься.
Но при наведении резкости пересечения находятся. Причем даже не столько с фильмом, сколько с компьютерной игрой Die Hard Trilogy, где геймеру в режиме удалого шутера (стрелка) от третьего лица приходилось расправляться с террористами и освобождать заложников из небоскреба Fox Plaza. Да и сам Эванс признавался, что идея помещения действия в закрытую локацию, без возможности доступа посторонней помощи, вдохновлена как раз «Крепким орешком».
«Падение Олимпа»
Тут даже паспорта сверять не нужно — и так понятно, что экшен-триллер Антуана Фукуа является прямым наследником «Крепкого орешка», только переехавшим в президентские покои. Когда Белый дом захватывают корейские террористы, а жизнь главы государства оказывается под угрозой, за дело берется отставной и, конечно же, дискредитированный охранник Майк Бэннинг…
Вообще, 2013 год оказался урожайным на приветы, переданные Джону Макклейну. Так, спустя два месяца после «Падения Олимпа» на экраны вышел фактически его двойник, только более дорогой, размашистый и звездный — «Штурм Белого дома» Роланда Эммериха. Однако именно лента Фукуа добилась лучшего результата в домашнем прокате и получила пропуск в лабораторию сиквелов. Очевидно, «Падение Олимпа» расположило к себе аудиторию олдскульным подходом, убедительным главным героем (Джерард Батлер вчистую выиграл заочную дуэль у Ченнинга Татума) и отсутствием претенциозности. Как говорится, что на коробке, то и внутри коробки.
Источник: Lostfilm.info