Современные художники и скульпторы давно отказались от идеи, что статуя непременно должна изображать красивую женщину или рослого мужчину с идеальными пропорциями тела. Иногда складывается впечатление, что творцы соревнуются в том, чьё видение самое прихотливое и причудливое — только так можно объяснить появление изваяний в виде гигантских пауков или ядовито-красных лобстеров.
«Истина», Великобритания
Если вам хочется схватиться за пистолет, когда кто-то говорит о современном искусстве, скорее всего, вы уже знакомы с творениями английского художника и коллекционера Дэмьена Херста. Британца часто критикуют за шокирующие идеи, которые он воплощает в своих работах — чего стоит, скажем, тигровая акула в резервуаре с формальдегидом.
Несмотря на своеобразные художественные средства, которые использует Херст, его творчество всё же находит своих поклонников — власти английского курорта Илфракомб графства Девон решили, что никто лучше Херста не сможет украсить их город, в результате чего на набережной появилась «Истина» — 22-метровая «аллегория правды и справедливости» (как назвал её сам Херст), изображающая беременную женщину с мечом в одной руке и весами в другой. Скорее всего, «Истина» бы не попала в список удивительных статуй, но художнику зачем-то понадобилось «снять» с беременной половину кожи — с одной стороны скульптура выглядит как обнажённая женщина, а с другой больше напоминает анатомическое пособие. Такое видение художника пришлось не по нраву многим жителям Илфракомба, которые обратились к чиновникам с просьбой убрать статую, но большинство горожан высказались в её пользу, так что «Верити» стоит до сих пор.
«Гигантская лампа», Мальмё, Швеция
Шведский город Мальмё привлекает туристов не только своим необычайно тёплым (по меркам этой северной страны) климатом и архитектурой, но и одним из самых необычных в мире монументов — огромной 6-метровой лампой, которая не только светится, как и положено настоящей лампе, но и способна «разговаривать».
В течение года лампа «путешествует» по разным улицам и площадям города, но на каждое Рождество неизменно возвращается к первоначальному месту установки — на площадь Лилла Торг.
«Рука Пустыни», Атакама, Чили
Гигантские пальцы, будто раскапывающие песок пустыни, чтобы позволить выбраться остальному телу (исходя из размера руки, это должен быть настоящий великан), придумал и воплотил в жизнь чилийский скульптор Марио Ираррасабаль.
Два похожих монумента за авторством Марио, представляющих собой огромные руки, есть также в США и Уругвае.
Памятник Фрейду, Прага, Чехия
Представьте себе — вы гуляете по Праге, наслаждаясь прекрасной архитектурой и непередаваемой атмосферой тесных улочек древней столицы Чехии, и вдруг видите человека, который. зацепившись рукой за металлический штырь, висит на огромной высоте и не подаёт признаков жизни. «Висящий человек» — это памятник психиатру и психоаналитику Зигмунду Фрейду за авторством чешского скульптора Давида Чёрного.
Монумент метафорически изображает борьбу учёного с собственными фобиями и страхом смерти, а также оторванность интеллигенции от народа.
«Большой лобстер», Кингстон, Австралия
Жители Австралии испытывают к странным изваяниям необъяснимую любовь — взять хотя бы расположенный в Мельбурне памятник вице-губернатору штата Виктория Чарльзу Ла Тробу, который скульптор поставил буквально с ног на голову; памятник кошельку в том же городе или монумент в виде топора в штате Новый Южный Уэльс.
Громадный лобстер высотой около 20 м, шириной 15 м и длиной почти 17 м, установленный возле одного из ресторанов Кингстона, необычен даже по меркам культурных традиций австралийских антиподов. Несмотря на очевидную гротескность и аляповатость изваяния, лобстер пользуется популярностью у окрестных жителей, они даже прозвали его Ларри — это имя равноценно обращению «сэр».
«Заяц», Нюрнберг, Германия
Скульптура, установленная в старинном немецком городке в 1984 году, — вероятно, один из самых странных памятников знаменитому живописцу и гравёру Альбрехту Дюреру.
Злобное чудовище, «притаившееся» перед домом-музеем художника, отдалённо напоминает милого пушистого зайца с рисунка, выполненного Дюрером в начале XVI века. Видимо, чтобы подчеркнуть контраст между зайцем Дюрера и монстром в стиле современного авангардизма, художник поместил рядом со своим зайцем маленькую, но довольно точную копию животного, изображённого уроженцем Нюрнберга.
«Флоралис Хенерика», Буэнос-Айрес, Аргентина
Под этим красивым именем скрывается не слишком приятный взгляду 18-тонный цветок из алюминия и стали, подаренный столице Аргентины архитектором Эдуардо Каталано. Несмотря на странноватые пропорции этого металлического «растения» высотой около 23 м, в определённые часы наблюдать за «цветком» довольно интересно — в тёмное время суток его «лепестки» закрываются, а с восходом солнца открываются. Кроме того, ночью скульптура излучает несколько зловещий красный свет, напоминающий секретное оружие злодеев из комиксов.
По словам Эдуардо, скульптура олицетворяет собой «надежду, вечную весну и всё живое на нашей планете». Очевидцы утверждают, что даже если знать о замысле архитектора, при взгляде на изваяние всё равно кажется, что из центра «цветка» в небо вот-вот ударит лазерный луч.
«Тотем», Лёвен, Бельгия
Монумент воздвигнут в честь 575-й годовщины основания Лёвенского католического университета. Автор «Тотема» — бельгийский скульптор и художник Ян Фабр. Необычное изваяние представляет собой гигантского жука, «насаженного» на почти 25-метровую иглу, что должно символизировать, по замыслу Фабра, «исследовательский дух университета и города».
Памятник де Шалону, Бар-ле-Дюк, Франция
Небольшая церковь одного французских городов практически ничем не отличается десятков других католических храмов — кресты, статуи святых, картины — весь набор стандартных туристических достопримечательностей. Однако, есть в церкви Бар-ле-Дюк монумент, который удивляет посетителей — в одной из ниш храма установлен… полуразложившийся труп, сжимающий в торжественно вытянутой вверх руке своё сердце.
Статуя посвящена Рене де Шалону, принцу Оранскому, жившему в XVI веке. Согласно легенде, молодой человек чувствовал, что погибнет, когда ему не будет ещё и 30, и завещал изобразить на надгробии, как он будет выглядеть через три года после смерти. Предчувствие не подвело юношу — в одном из походов 25-летний принц получил смертельное огнестрельное ранение и через некоторое время умер, после чего скульптору Лижье Рише оставалось только исполнить волю покойного. Его потрясающе точная с точки зрения анатомии работа вот уже более 400 лет заставляет посетителей церкви чувствовать себя как-то неуютно — в самом деле, подобная скульптура больше подошла бы анатомическому музею или больнице, но никак не храму божьему.
«Тараск», Тараскон, Франция
Согласно легенде, Тараск был чудовищным существом — гибридом медведя, дракона и черепахи. Этот монстр много веков назад терроризировал небольшую деревню Нерлук, пока, наконец, добрая и кроткая сердцем деревенская девушка Марта не смогла приручить чудовище и привести его к односельчанам, которые, конечно, тут же с ним расправились, зато после этого деревню назвали в память об убитом страшном звере, а Марту нарекли святой.
В честь этих знаменательных событий скульптор Паскаль Демомон в 2005 году воздвиг статую, изображающую, как предположительно мог выглядеть легендарный Тараск. Каждый год около «чудища» проводят праздничные мероприятия, посвящённые монстру, который подарил городу своё имя.
«Свиноутка» («Уткосвин»), Турку, Финляндия
Монумент, представляющий собой нечто среднее между уткой и свиньёй, спроектировал финский художник Альвар Гуллихсен. Статуя появилась на свет в 1999 году и изначально плавала по реке Аурайоки, а в 2001 году водрузили на постамент около кампуса Университета Турку. По словам Альвара, скульптура символизирует критичный подход к современной генной инженерии.
Кстати, не все местные жители относятся к памятнику положительно, считая его чересчур вызывающим.
«Мамаша», Оттава, Канада
К вопросу о пресловутом «взгляде художника» — если при слове «мама» вам сразу представляется паучиха с выводком детёнышей, работы американского скульптора Луизы Буржуа несомненно, придутся вам по вкусу.
С момента первого появления на широкой публике в 1999 году, на одном из мероприятий в «Tate Museum of Modern Art» — британской галерее современного искусства, «пауки» Буржуа успели расползтись по всему миру. Одна из самых крупных статуй подобного рода, установленная в канадском городе Оттава, представляет собой бронзового паука высотой более 9 метров и 26 паучьих яиц из мрамора. Другие «паучьи» скульптуры, размером поменьше, являются частью нескольких передвижных выставок художницы.
«Эти пауки посвящены моей матери. Мама была ткачихой, наша семья занималась восстановлением и созданием гобеленов. Как и пауки, мама была очень умной, она всегда мне помогала и защищала, как пауки помогают истреблять вредных насекомых. Мать была мне самым лучшим другом», — говорила художница.
Дмитрий Зыков, publy.ru