Церковный капкан для Чехии

0

Православная Церковь Чешских земель и Словакии попала в настоящий капкан, расставленный как будто специально для нее сразу двумя крупнейшими православными патриархиями: Московской и Константинопольской. И, пытаясь выкарабкаться из этого капкана, она сразу же лишилась своего духовного лидера – митрополита Христофора. А в ближайшее время может лишиться и самого главного – своей независимости.

Совершенно очевидно, что заговор, возникший внутри Чешской и Словацкой Православной Церкви, был инспирирован извне силами, вот уже на протяжении более 70 лет пытающимися поделить свои сферы влияния на православный мир. Причем, совершенно очевидно, что Константинопольская патриархия во главе с Вселенским патриархом уже давно и надежно занимает первенствующее положение во всем православном мире. Но и Московская патриархия, возрожденная при Иосифе Сталине в самый разгар Второй мировой войны, в последние годы начала претендовать на ведущее место в мировой православной иерархии.

Борьба эта ведется довольно жестко, с применением подчас самых недозволенных приемов и методов, что весьма далеко от идеологии православного христианства. И зачастую разменной монетой в этой жесточайшей борьбе становятся самые мало защищенные члены православного сообщества. В связи с этим невольно вспоминается поговорка: паны дерутся, а у холопов чубы трещат.

Двойной подарок

Вторая половина 20-го века ознаменовалась  появлением на карте православного мира сразу нескольких автокефальных (независимых) церквей. И одной из них стала Православная Церковь Чешских земель и Словакии. Причем, в первый раз автокефалию ей предоставила Русская Православная Церковь Московского патриархата, едва сама оперившаяся и едва вставшая на ноги после своего полного разгрома в 20-30-е годы прошлого столетия. Произошло это в 1951-м году. И делалось все это больше не в рамках церковного права, а в рамках становления содружества вновь народившихся социалистических государств Восточной Европы. То есть, фактически, в рамках военно-политического Варшавского договора.

Это был чисто политический шаг, свидетельствующий о неких «добрых намерениях» СССР по отношению к своим восточноевропейским собратьям. После специального совещания по данному поводу в Кремле было принято решение о том, чтобы Московская патриархия предоставила официально автокефалию Чешской и Словацкой Православной Церкви. Противиться данному решению тогда никто не мог. Да и не желал. Хотя оно носило не канонический характер с точки зрения существовавшего тогда (да и сейчас) международного православного церковного права.  Но возразить в то время Московской патриархии означало возразить политическому руководству СССР. А делать этого никто из наших соседей по Восточной Европе не мог. Да и не хотел. Поэтому вплоть до начала 90-х годов с данной ситуацией как-то мирились.

Но вот наступили 90-е годы. СССР развалился. А вместе с ним развалилось и все сообщество социалистических государств. Ушли в вечность Варшавский договор и СЭВ. Восточная Европа начала активное перерождение. Настали новые времена и в Чехии. К власти пришло правительство Вацлава Гавела.

Некоторое время вообще было не до церковных дел. Но уже в середине 90-х стало очевидно, что и в этом деле надо наводить какой-то порядок. К чести православных иерархов мирно разделившихся Чехии и Словакии они смогли сохранить единую Православную Церковь Чешских земель и Словакии. Но с точки зрения канонического права, предоставленная Москвой в 1951-м году, автокефалия повисла в воздухе. И тогда чешские и словацкие православные иерархи обратились в Константинопольскую патриархию с просьбой даровать им эту самую автокефалию. В связи с этим, 27 августа 1998 года был издан Патриарший и Синодальный Томос о даровании Чешской и Словацкой Православной Церкви канонической автокефалии.

Таким образом, Православная Церковь Чехии и Словакии фактически получила автокефалию дважды. Первый раз – от Москвы чисто политическим, достаточно далеким от канонического, путем. И второй раз – от Константинополя церковным, проверенным и отработанным временем путем каноническим.

Страшного в этом ничего нет. Ибо, то, что прошло, то прошло. Почти 50 лет у Чешской и Словацкой Православной Церкви не было никакой другой возможности элементарно выжить в силу общей политической ситуации. И винить в этом некого и не за что. Но это дало возможность тогда, в столь непростой для церкви ситуации, хоть как-то развиваться и сохранять свою самоидентичность.

Константинополь против Москвы

С наступлением новой политической ситуации появились новые решения проблемы. Это понятно сегодня любому. Но, как оказалось, непонятно некоторым церковным лидерам. Потому что амбиции у них идут впереди веры. А это уже тяжкий грех.

Тем не менее, в подобной ситуации надо было быть более мудрыми и более взвешенными и не устраивать преднамеренных провокаций, понимая, чем это может кончиться для всей православной церкви.

Прибыв в декабре 2011 года в Чехию с официальной государственной делегацией в рамках официального государственного визита тогдашнего президента России Дмитрия Медведева, руководители Московской патриархии поспешили устроить празднование в свою честь по случаю 60-летия дарования автокефалии Чешской и Словацкой Православной Церкви.

Руководитель ОВЦС МП митрополит Иларион привез с собой большой церковный хор и сказал прочувственную речь во время службы в центральном храме города Праги по поводу дарования автокефалии Московской патриархией. И это сразу же стало предметом острой реакции со стороны Вселенского патриарха Варфоломея, который тут же пригрозил Чехии лишением ее православной церкви дарованной в 1998-м году канонической автокефалии.

В своем личном письме к митрополиту Христофору он написал:

«…настоящим нашим патриаршим письмом мы по единогласному решению нашего Священного Синода еще раз заявляем протест по поводу этого антиканонического действия вашей Святейшей Церкви и решительно сообщаем, что в случае повторения аналогичных мероприятий по празднованию считающейся якоже не бывшей и с самого начала признававшейся недействительной навязанной тогда деянием Московского Патриархата Церкви Чешских земель и Словакии автокефалии, Вселенский Патриархат с сожалением вынужден будет упразднить предоставленную вашей Церкви четырнадцать лет назад каноническую автокефалию, вернуть Церкви Чешских земель и Словакии бывший до этого канонического деяния статус автономной Церкви, вычеркнуть ее из Священных Диптихов Православных автокефальных Церквей, где она занимает четырнадцатое место, и уведомить об этом деянии все сестринские Православные Церкви».
Как говорится, капкан захлопнулся. И Чешская Православная Церковь оказалась в весьма сложной ситуации. Ее руководители должны были теперь либо до конца стоять на достаточно спорной с точки зрения канонического права «московской автокефалии», либо отречься от нее и покаяться в содеянном грехе перед Вселенским патриархом.

Настоятель ПЦЧС митрополит Христофор выбрал второе. 13 марта 2012 года он направил Вселенскому патриарху Варфоломею покаянное письмо с признанием своей ошибки. И сразу превратился в персону нон-грата в Московской патриархии. Его перестали в Москве принимать, приглашать на особо важные церковные мероприятия. И вообще поставили на нем большой и жирный крест.

Коварный план

Но этого показалось мало. Тогда созрел план устранения владыки Христофора с Пражской архиепископской кафедры и с митрополичьего престола. Но, поскольку Христофор – человек весьма умеренный во всех смыслах слова и преданный делу святой матери-церкви, сделать это оказалось не так просто.

В таких случаях обычно во все времена ищут наиболее подходящие способы осуществления своих замыслов. И наиболее подходящих исполнителей.

Теперь уже совершенно очевидно, что выполнить столь непростую задачу ОВЦС МП поручил своему представителю при Чешской и Словацкой Православной Церкви, настоятелю русского православного подворья в Карловых Варах, протоиерею храма во имя святых Петра и Павла отцу Николаю Лищенюку. Тем более что он умудрился за годы своего проживания в Карловых Варах стать слугой сразу двух господ. Являясь представителем ОВЦС МП, он сделался еще (вопреки всем каноническим нормам) священником Чешской и Словацкой Православной Церкви. И теперь, по всей вероятности, получает сразу две зарплаты: из Москвы и из бюджета Чешской Республики (все чешские священники получают зарплату как бюджетники). Как говорится, хорошо устроился! Это все равно, что посол Российской Федерации начнет вдруг получать дополнительную зарплату в МИДе страны, в которую он послан на работу.

В храм отца Николая в Карловы Вары частенько заезжали и служили будущие участники заговора против митрополита Христофора. Один из них – протоиерей Эрнест Рапцун. Именно его и решили использовать в осуществлении своих планов. Вернее, не его, а его супругу – Ксению Рапцунову.

Эта «матушка» написала в Священный Синод жалобу о, якобы, неканоничном поведении владыки Христофора. Он, де, на протяжении нескольких лет был ее тайным любовником. И вообще, со слов «матушки», владыка Христофор, будучи монахом, имеет массу неканоничных связей с разными женщинами. И имеет от них массу детей.

Эта информация была многократно протиражирована в различных чешских СМИ. А также представлена на одном из ведущих российских телеканалов. Архимандрит Марек Крупица и прочие потребовали немедленного судебного «очищения» владыки Христофора. Хотя очищаться, по большому счету, надо было им самим. Ибо, Марек Крупица уже скоро сам был уличен в неканоничном поведении: будучи монахом, почти официально проживал с гражданской женой, развратничал и постоянно прикладывался к спиртному. А также тайно стал адептом католического Ордена Святого Лазаря.

В такой ситуации владыка Христофор отказался от каких-либо разборок и предпочел удалиться в монастырь, оставив вакантной пражскую архиепископскую кафедру и передав митрополичий престол оломоуцкому архиепископу Семеону.
 
Правда, зачинщица скандала – Ксения Рапцунова, видимо, смекнув, что дело может кончиться для нее судебным разбирательством и реальным тюремным сроком за клевету, поспешила раскаяться в своем грехе и направила в Священный Синод покаянное заявление о том, что оклеветала уважаемого владыку Христофора. Но он уже был в монастыре.

А заговорщики, тем временем, начали активное приготовление к выборам нового архиепископа Пражского и митрополита Чешских земель и Словакии. И самую активную роль в этом процессе продолжал играть все тот же представитель ОВЦС МП протоиерей Николай Лищенюк. Поскольку первая попытка выборов сразу же провалилась, он решил выйти из тени на свет. И тут его с головой выдал тот факт, что он подписал представление об избрании на место Пражского архиепископа своего друга и активного участника заговора Эрнеста Рапцуна. В таких случаях говорят, что все шито белыми нитками. И еще, что на воре и шапка горит.

Только вот остается до конца неясным вопрос: кому и зачем понадобилось загонять Чешскую и Словацкую Православную Церковь в столь глубокую пропасть? Кто расставил капканы, в которые так доверчиво попались руководители этой небольшой по своему численному составу, но ведущей свою родословную от святых Кирилла и Мефодия, церкви?

Лишь ответив на эти довольно непростые вопросы, мы сможем определить, что будет дальше с православием в Чехии и Словакии. Останутся ли в нем праведники или оно перейдет в руки проходимцев, порочащих не только православный мир, но и весь род человеческий.

И тогда будет совсем неважно, кто предоставил этой православной церкви автокефалию.

Сергей Комков, докт. филос. наук, академик РАЕН, профессор, член Союза писателей Москвы,
«Новый вторник»

Поделиться.

Комментарии закрыты