До того, как стать артистом, он окончил мореходку
Роль в спортивной драме «Движение вверх», которая вышла в широкий прокат под занавес 2017 года, для актера Рижского русского театра Кирилла Зайцева стала звездной. Сыграв легенду баскетбола, артист проснулся знаменитым.
Моряк и рэпер
Кирилл родился 16 августа 1987 года в Волгограде, в семье, где отношения к искусству не имел ни один из близких родственников. Как и ровесники, Зайцев увлекался спортом: предпочтение отдавал баскетболу и легкой атлетике. Но тяга к творчеству проявилась уже тогда, в ранней юности. Подросток посещал хореографический кружок и музыкальную школу, пытался быть рэпером: «Меня привлекало всегда, что рэп-исполнители воздействуют на слушателя не вокалом, потому что большинство реперов петь не умеют, а словом, эмоциональным накалом и открытостью. Когда мы пытались делать рэп, не было никакой специальной техники. Я и читал, и писал композиции, и выполнял порой роль битбоксера. Музыку для треков помогало писать музыкальное образование по классу классической испанской гитары».
Актером он себя не видел. В выпускных классах в клубе «Штурманское дело» он увлекся морской романтикой, поступил в мореходку, выбрав факультет судовождения. На учебном парусном судне Кирилл посетил порядка 20 стран. А после четвертого курса попал на другую интересную практику – трудился на нефтеналивном танкере между США и Канадой. Однако все больше понимал, что выбрал не свою профессию.
Тем не менее, Кирилл окончил мореходную академию, а после этого переехал в Ригу. Как-то он увидел объявление в Интернете о наборе актеров в труппу местного театра и решил попробовать. Он был уверен, что справится, при том что набирали именно дипломированных специалистов: Кирилл подготовил отрывок из «Онегина», выучил басню, танец и песню. В труппу его не взяли, но ему повезло – режиссер Рижского русского театра имени Михаила Чехова Игорь Григорьевич Коняев заметил парня и пригласил учиться на свой курс при театре и получить уже гуманитарное образование в Латвийской академии культуры.
После окончания учебы в 2011 году молодого артиста приняли в труппу Рижского русского театра. Кирилл Зайцев сделал первые шаги на подмостках, сыграв в 2012 году роли Водяного в «Лесной песне» и Петра в пьесе Островского «Лес». В репертуаре Рижского театра превалировали классические произведения. Зайцев с легкостью перевоплощался в героев прошлых эпох: чеховского Максима Кузьмича Салютова, булгаковского маркиза д’Орсиньи, Пантелея Еремеича Чертопханова из тургеневских «Записок охотника». Наиболее яркой и удачной для артиста оказалась роль Печорина в лермонтовской «Княжне Мери». Спектакль поставила наставница Зайцева – профессор Елена Черная. Премьера произвела фурор, зрители не отпускали артистов со сцены, аплодировали стоя.
«Не хочется разочаровывать людей»
Кинематографическая биография артиста стартовала позже театральной, но широкому кругу зрителей Кирилла Зайцева открыло именно кино. В ноябре 2017 года в сериале «Троцкий» Зайцева увидели в роли Федора Раскольникова, русоволосого матроса, которого Троцкий «отблагодарил» за спасение, послав на верную смерть. Потом Кирилл сыграл в спортивной драме «Движение вверх». На роль его утверждали 8 месяцев: «Я попробовался сначала на Модестаса Паулаускаса, потом я пробовался на Сергей Белова, потом на Александра Белова. Кастинг — это очень серьезная вещь. Так как кино очень близко подходит к человеку, всё считывается в глазах. Когда актер пытается притвориться тем, кем он не является на самом деле, это очень видно. Видно неправду, поэтому выбирают людей по психофизике похожих на своих героев. И я благодарен судьбе, что меня выбрали, что мне досталась такая честь – сыграть Сергея Белова. Это очень круто. Даже будучи совсем мальчишкой, когда я жил в Волгограде, я знал, что есть такая звезда баскетбола – Сергей Белов».
Для образа Белова Кирилл стал брюнетом и отрастил усы. Но внешние перемены оказались самым простым: для вхождения в роль Зайцев все свободное время проводил на баскетбольной площадке, смотрел видео мастер-классов знаменитого баскетболиста, прочел книгу Белова. «После выхода фильма меня редко узнают, — говорит Зайцев. — Тем более, у меня же сейчас свой естественный цвет волос и я не ношу усы. То есть, с черными волосами и усами создается образ практически другого человека. А чтобы узнали, это должно бросаться в глаза. В жизни мы не сильно вглядываемся в прохожих без особой необходимости. Но меня это нисколько не смущает.
Мне гораздо приятнее, когда после просмотра фильма у людей возникают какие-то хорошие и интересные желания. Например, родители пишут в соцсетях, что после фильма сын записался на секцию баскетбола. Или просто пишут так по-пацански “Чувак, вдохновил, иду в тренажерку”. Гораздо важнее не то, что меня узнают или не узнают, а то, что человек, посмотрев фильм, проникается созданным мною образом и в человеке появляются правильные чувства, правильная мотивация и желание измениться к лучшему. И сейчас внутри меня только возрастает чувство ответственности. Я понимаю, что, если люди идут на спектакль, в котором играет Кирилл Зайцев, – возможно, они уже чего-то от меня ждут. Они думают: “О! Это же Кирилл Зайцев, тот самый”. И мне, в свою очередь, не хочется разочаровывать этих людей».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Metronews.ru, Piterzavtra.ru, 24smi.org