Как снималась легендарная картина и кто из знаменитых актёров в ней так и не сыграл?
Как это ни странно, но Станислав Говорухин не очень любил своё легендарное детище «Место встречи изменить нельзя». По мнению режиссёра, в картине слишком много неточностей. К тому же в некоторых ролях он хотел видеть совсем других актёров.
То, что роль Глеба Жеглова должен играть Владимир Высоцкий, Станислав Говорухин решил с самого начала. «Началось всё с того, что Вайнеры подарили Высоцкому книгу «Эра милосердия» и сказали, что там для него есть замечательная роль», – рассказывал режиссёр.
Правда, самого Высоцкого идея сняться в многосерийном фильме поначалу не увлекла. Но Говорухину всё-таки удалось убедить его в необходимости этой работы. «Высоцкому мы тоже устраивали пробы. Но я сразу знал, что будет сниматься Высоцкий», – рассказывал режиссёр.
А вот с выбором актёра на роль Шарапова возникли сложности. «Шарапов – человек, который ходил за линию фронта, и у него не могло быть того юношеского задора, как у героя Конкина», – рассказывал Станислав Говорухин. Он пробовал на роль многих известных актёров – Евгения Герасимова, Евгения Леонова-Гладышева, Сергея Никоненко. Владимир Высоцкий предлагал своего друга и коллегу по театру на Таганке Ивана Бортника (впоследствии он сыграл Промокашку). Но Говорухина Бортник тоже не устроил. «Как вариант рассматривался даже Губенко. Но тогда он по типажу был бы схож с Жегловым. Надо было снимать Лёню Филатова. Но тогда я ещё не был с ним знаком хорошо и не воспринимал его как артиста», – сокрушался Говорухин.
И хотя Владимир Конкин совершенно не подходил под описание героя в самом романе, Станислав Говорухин в итоге остановился именно на его кандидатуре.
«Про дружка твоего Фокса…»
На роль Фокса, рассказывал Говорухин, первоначально пробовался Борис Химичев. И худсовет эту кандидатуру даже утвердил. Но режиссёру казалось, что внешность актёра всё же не соответствует той эпохе. И тогда Высоцкий предложил Александра Белявского. Он же, по словам актёра, и помог ему найти нужные краски для образа, посоветовав «просто играть человека, который себя очень уважает». Учитывая, что до начала съёмок Белявский не успел прочитать весь сценарий, этот совет ему крайне помог.
Работать, по воспоминаниям Белявского, было легко. Хотя некоторые вещи давались с трудом. Например, в сценарии было написано: «Фокс входит в ресторан и звериным чутьем понимает, что здесь ловушка». Белявский никак не мог понять, как же сыграть это самое «звериное чутье». Но Говорухин его быстро успокоил: «Саша, ну что ты? Уйдешь в окно, и все поймут, что у тебя звериное чутье».
Ларисе Удовиченко первоначально предлагали роль Вари Синичкиной. Но героиня показалась актрисе скучной и малоинтересной. И тогда она попросилась на роль Маньки. Говорухин поначалу не соглашался, будучи уверенным, что эта роль не для Удовиченко. Но позже всё-таки сдался. И роль принесла актрисе славу.
«Будет сидеть, я сказал»
Именно в «Месте встречи» Владимир Высоцкий впервые попробовал себя как режиссёр. И, по словам Говорухина, некоторые сцены в картине снимал сам Высоцкий – эпизоды с опознанием Фокса и где Шарапов отпускает Груздева. Кроме того, Владимиру Семеновичу принадлежит решение многих полюбившихся сцен. Так, например, именно он подсказал Станиславу Садальскому приблатнённый говорок его Кирпича. А дальше актёр, вспомнив про свой неправильный прикус, развил этот говорок до карикатурной шепелявости.
Высоцкий помог и Леониду Куравлёву в знаменитой сцене в бильярдной. Говорухину хотелось, чтобы Куравлёв сыграл не просто обаятельного вора, а вора в законе с соответствующими повадками. Но актёру это никак не удавалось. И тогда Высоцкий неожиданно для всех заговорил с точными блатными интонациями и характерными движениями. После этого Куравлёв сказал, что готов сниматься, и сцена прошла на одном дыхании.
Кстати, Высоцкий совершенно не умел играть в бильярд, и все забитые им на экране шары забивал Куравлёв.
Светлана Светличная, сыгравшая сестру убитой Ларисы Груздевой, была уверена, что эту роль она не потянет, поскольку ничего подобного не играла. Её героиня, разговаривая со следователем, должна была плакать. Высоцкий предложил, чтобы она в это время мыла посуду – многие женщины, когда случается беда, пытаются на чём-то сосредоточиться. Оказалось, что и сама Светличная в подобных ситуациях поступает именно так.
Высоцкий же придумал и называть героиню не по имени и отчеству, а ласково – Надюша. Он ещё придумал, что у Жеглова обязательно должна быть любимая женщина, с которой он появится под ручку в ресторане. И Высоцкий хотел, чтобы этой женщиной как раз и была Надюша. Но Жеглова в ресторане сопровождала другая женщина.
…Как признавался сам Говорухин, «Место встречи» он недолюбливал за ряд неточностей. «Я, например, очень люблю свои «Десять негритят». Эта картина более совершенная в смысле искусства. Там не к чему придраться. Там замечательный ансамбль, потрясающие костюмы, декорации. Всё выдержано по стилю. Невозможно оторваться от действия. И человеку, который сидит в зале, некогда даже на часы посмотреть, за коленку схватиться. А в «Месте встречи» есть места, где смотрю и думаю: вот это наспех, тут поторопились, здесь неточно, тут опыта не хватило», – делился Говорухин.
Например, Высоцкий и некоторые другие актёры снимались с длинными волосами, которые не носили в то время. Режиссёра это ужасно раздражало. Но все отказывались стричься, ссылаясь на спектакли в театрах. «Потом, в фильме много лиц не из той эпохи. Вот, например, медсестра в конце фильма – абсолютно современное лицо. Каждый раз, когда смотрю, мучаюсь – как я мог её снять! Как-то наспех схватили. Уже не то», – сокрушался Говорухин.
Однако зритель, беззаветно любящий фильм все эти годы, мнение создателя картины, похоже, не разделяет.
«Глеб Жеглов и Володя Шарапов…»
У Высоцкого с Конкиным, в отличие от их героев, тесной дружбы не случилось. По словам некоторых снимавшихся в картине актёров, Конкин часто жаловался на Высоцкого. Татьяна Ткач, сыгравшая подружку Фокса, говорила, что Конкин тогда вообще не пришелся по душе съемочной группе, с ним никто не общался. Актёр всё время ходил один, даже совместные вечеринки игнорировал. Однажды у него с Высоцким случился какой-то конфликт, из-за которого Конкин даже собирался уехать со съёмок.
«Володя был достаточно жесткий человек, – рассказал Владимир Конкин. – Он действительно был личностью. И, как всякая личность, он имел право на выбор тех людей, которые ему больше импонируют. У него был свой круг людей, которых он любил. В этот круг уже не входил никто из новичков. И у нас возникали творческие конфликты. Он многих давил в кадре. Ему вообще было присуще лидерство. Он всегда пытался настоять на своем, даже если его мнение бывало просто неприемлемо. И однажды он меня серьезно обидел. И меня всё достало. К тому же у меня было ощущение, что и съемочная группа меня не любит. И я, в конце концов, плюнул на всё и ушел прямо со съемочной площадки собирать чемодан.
На мое счастье, в этот момент прилетел Витя Павлов (Левченко). Он уговорил меня взять бутылочку вина и пойти подышать воздухом. Витька взял сценарий «Эры милосердия» и стал читать. Он так смешно это делал. Я просто подыхал со смеху. И он из меня выбил мой психоз. В конце концов, решил я, это малодушие – ведь в принципе меня никто не гонит со съемочной площадки. И остался.
Я знал, что никогда не смогу быть другом Высоцкого. Да я ему и не был нужен. Но мы должны были всё равно держать худой, но мир. Потому что, если бы у нас не было совсем никаких взаимоотношений, мы бы проиграли. И поэтому я не раз бывал у Володи дома. Володя скрепя сердце приходил ко мне в номер. И мы с ним спорили. Но я был более мягким человеком и уступал. Иначе фильма бы не было».
Нелла Прибутковская, «Новое дело»