Топ-100

"Король говорит!" сразил американских киноакадемиков

0

24 февраля в отечественный прокат выходит фильм “Король говорит!”, уже сейчас обласканный множеством наград и даже похвалой из уст королевы Великобритании Елизаветы II.

Фильм о борьбе с собой

"Король говорит!" стал, пожалуй, главным кинособытием года в Голливуде – эта чисто английская лента собрала просто невероятное количество наград от всевозможных гильдий и ассоциаций, завершив свое победоносное шествие 12 номинациями на "Оскар". При этом фильм представлен в категориях "Лучший фильм", "Лучший актер" (Колин Ферт), "Лучший актер второго плана" (Джеффри Раш), "Лучшая актриса второго плана" (Хелен-Бонэм Картер) и "Лучший режиссер" (Том Хупер).

Если честно, то подобный успех "Короля" в США вызывает удивление. Выбор темы, англо-австралийская команда актеров, в качестве режиссера британец Хупер, до этого работавший преимущественно на телевидении, и финансовая поддержка со стороны Британского киносовета – все это указывало на то, что фильм сделан британцами и для британцев.

Судите сами. Во-первых, Хупер выбрал для своего повествования не просто неторопливый темп – даже по меркам независимого американского кино лента движется с черепашьей скоростью. В результате краткое описание событий, произошедших за 118 минут экранного времени, выглядит так: принц, а впоследствии король Георг VI (отец нынешней королевы Елизаветы II) пытается избавиться от заикания и в конце концов почти справляется с задачей. При этом визуальный ряд картины наполнен большим количеством общих планов (особенно, отчего-то, Хуперу нравится снимать Колина Ферта на фоне драных обоев) и сценами прогулок Георга по разного рода коридорам и улицам (чего стоит, например, неспешная прогулка короля до балкона Букингемского дворца в самом конце картины).

Во-вторых, в ленте присутствует лишь самый-самый минимум информации об историческом контексте сюжета. Вероятно, подразумевается, что зритель и так знаком со всеми хитросплетениями внешней и внутренней политики Британской империи 30-х годов прошлого века. Аудитории сообщается, что, мол, есть престарелый король, а у него – два сына. Старший (Гай Пирс), которому суждено стать монархом крупнейшей в мире империи, – безответственный балбес и повеса, которому лишь бы встречаться со своей американской подругой Уоллис Симпсон. Тот, что помладше, герцог Йоркский, заика, но зато настоящий "королевский материал". Однажды старший решает-таки жениться на разведенной Уоллис и из-за этого, несмотря на поддержку населения страны, вынужден отречься от престола в пользу брата.

Понятно, что дефицит информации в картине намеренный: Хупер снимает картину об очень конкретной вещи, о борьбе будущего Георга VI с самим собой, а вовсе не стремится высказаться по каждому острому историческому вопросу того бурного периода (даже такому, как симпатия, которую некоторые представители королевской семьи питали по отношению к Адольфу Гитлеру). Вместе с тем, знание исторической действительности, без сомнения, добавляет фильму совершенно неожиданные обертона.

Например, возникает желание сравнить причины, по которым оба принца не слишком рады перспективе собственного восшествия на трон: один из-за этого не сможет быть с любимой женщиной (к слову, говорят, что Уоллис Симпсон дружила-таки с нацистами), в то время как другой понимает всю тяжесть ответственности, лежащей на плечах монарха. Ну или хотя бы оценить заочную словесную дуэль короля-заики и словоохотливого фюрера.

Наконец, в-третьих, до самого конца ленты Хуперу мастерски удается сохранить уважительную дистанцию между главным героем и аудиторией.

Даже о собственном нелегком детстве герцог Йоркский говорит не с жалостью (и эпизод этот жалости у зрителя не вызывает), а исключительно с досадой, мол, такая вот штука мешает мне выполнять возложенные на меня королевские обязанности. Подобное отношение в Голливуде характерно разве что к ролям американских президентов, да и то – далеко не всех.

Внимательный просмотр картины, однако, позволяет понять, чем же лента так сразила академиков и членов разного рода гильдий. Дело в том, что перед нами – классическая история преодоления самого себя, где вместо какого-нибудь боксера выступает король, который борется с заиканием, а побеждает собственные страхи. Этот посыл картины подчеркивается, в частности, симметричной структурой повествования: в начале и в конце главный герой сталкивается с одним и тем же испытанием (выступление на публике), причем сначала он с ним не справляется, а во второй раз выходит победителем. Дополнительных очков картине добавляет, конечно, и тот факт, что она – как-никак – основана на реальных событиях.

Все это, вместе с отличной игрой отличных актеров (особенно хорош Джеффри Раш в роли нагловатого и нахрапистого австралийского специалиста по дефектам речи), не оставляет сомнений, что свою долю "Оскаров" картина, конечно, соберет.

Колин Ферт: “За великой женщиной стоит великий мужчина”

Конечно, сам Колин Ферт не устает хвалить сценарий и благодарить судьбу за такой подарок. «На мой взгляд, мне просто очень повезло, и на мою долю выпала возможность поработать над этой картиной, – рассказал актер британским СМИ. – «Король говорит!» – это история об одиночестве, которое выражается через отношения с другими людьми… Я согласен с изречением, что «за каждым великим мужчиной стояла великая женщина».

Королева Елизавета сыграла огромную роль в становлении Георга VI главой государства. Но я также уверен, что за каждой великой женщиной стоит великий мужчина. Я верю в то, что человеческие взаимоотношения подпитывают, придают уверенность и способствуют осуществлению многих задумок. Те немногие, кто знал эту пару, также подтвердят этот факт.

Если же у кого-то есть какие-то сомнения, достаточно рассмотреть старые фотографии, на одной из которых, тогда еще герцог Йоркский, в полной военной амуниции готовится к публичному выступлению в Австралии, и королева стоит рядом, и их позы расскажут вам всю правду об их взаимоотношениях. Герцог стоит очень прямо и высоко держит голову, но он скован страхом и отрешенно смотрит куда-то вдаль, королева же – как будто бы слегка наклоняется к нему в жесте эмоциональной поддержки».

Сама Елизавета II, дочь Георга VI, в фильме также появляется — правда, в совсем детском возрасте. Ее роль сыграла Фрея Уилсон. А так как Ферт играл персонажа, у которого живы родственники, то на съемках он постоянно задумывался об их реакции на фильм. «Из-за того, что подробности жизни королевской семьи полностью скрыты от публики, нам пришлось полагаться на вторичные источники информации, и мы постарались очень аккуратно использовать эти материалы. И ты чувствуешь, что максимум, что ты можешь дать этой картине – это искренность. Но самое важное для меня то, как на фильм отреагируют люди с проблемой заикания.

Недавно я встретился с главой Британской Ассоциации Заикающихся (British Stammering Association), чтобы убедиться, что то, как мы показали проблему, не выглядит комично, и что это вызывает правильную реакцию».

По материалам Lenta.ru, starslife.ru

Share.

Comments are closed.