Законы джунглей

0

Евгений Овсянников, полицейский из России, несет службу как участник миротворческой миссии Организации Объединенных Наций в Либерии (Африка). Его чрезвычайно удивило то, как спокойно местные блюстители закона реагируют на сигналы о насильственной смерти, связанной с жертвоприношениями. Причем  жертвой становятся не животные, а люди.

Вырезали сердце и глаза

Когда в полицейскую станцию ООН в Какате (город в Либерии) поступило сообщение об исчезновении 12-летней девочки Бинду Гарнет из деревни Ниаполу в районе Тодди, Евгений и подумать не мог, чем закончатся ее поиски. Полицейские выехали на место происшествия.

Благодаря тому, что в это время в экваториальной части Африки сухой сезон, примерно за полтора часа по плохой грунтовой дороге удалось доехать до деревни. Здесь выяснилось, что девочка жила с приемными родителями. В день своего исчезновения она находилась с ними недалеко от деревни, где отец занимался размалыванием сахарного тростника и изготовлением традиционного крепкого алкогольного напитка из тростникового сока. Бинду находилась на берегу небольшой реки, где стирала белье, а мать пошла вверх по течению – ловить рыбу.

Родители время от времени перекликались с девочкой, но вскоре она перестала отзываться. Постиранное белье было разложено на берегу, а на тропинке, ведущей к берегу, родители обнаружили одежду и сандалии ребенка.

Поиски ничего не дали. Только спустя восемь дней местные жители нашли тело девочки в реке. При осмотре трупа полицейские установили, что была вскрыта грудная клетка, вырезаны сердце, язык, глаза, гениталии. Следователи сразу выдвинули основную версию преступления. По их мнению, девочка была похищена с целью принесения в жертву для получения выгоды в ведении бизнеса. Полицейские арестовали девять подозреваемых в совершении преступления: работников находящегося неподалёку золотого прииска, приемных родителей, нескольких жителей деревни.

В ходе допросов приемные родители девочки вели себя безучастно и равнодушно, рассказывая о похищении и смерти дочери. Это дало повод выдвинуть версию о том, что они могли сами продать или дать согласие на убийство девочки.

Кроме местных правоохранителей и сотрудников полицейской станции ООН в Какате в расследовании этого преступления также принимали участие сотрудники отдела по расследованию убийств главного штаба полиции Либерии. «Меня удивило то, что местные жители отнеслись к такому преступлению как к обычному, будто произошло ДТП, а не что-то из ряда вон выходящее, – с  возмущением рассказывает Евгений. – Со слов коллеги, сотрудника полиции ООН из Ганы, человеческие жертвоприношения до сих пор широко применяются в Африке, во всех странах.

Считается, что это принесет удачу при открытии бизнеса или строительстве дома. Например, при добыче золота и алмазов для начала в жертву могут принести животное, чтобы задобренные местные духи показали, где находится жила. Если это не помогает, в жертву могут принести человека. Обычно похищают и приносят в жертву детей, иногда сами родители продают их».

Однако, либерийские полицейские, с которыми Евгений Овсянников расследует убийство 12-летней Бинду Гарнет, говорят, что не помнят в этом районе подобного случая за последние несколько лет. Оказывается, сразу после окончания гражданской войны и ввода миротворческих сил в Либерию случаев убийств с целью жертвоприношения фиксировалось в год до нескольких сотен, сейчас гораздо меньше – 15-25.

Допросы при свечах

В работе африканской полиции много специфических особенностей. Одна из них относится к расследованию убийств. В Либерии нет ни одного морга и трупы хранить негде, кроме того, специалистов-патологоанатомов тоже нет. Есть два-три специалиста в столице – это медики-иностранцы, которых иногда, в случае крайней необходимости, просят провести исследование трупа, если есть какие-то сомнения в причинах смерти и убитый человек имел какой-то важный статус.

"В Либерии следователи полиции берутся за расследования любых преступлений, – рассказывает Евгений Овсянников. – При обнаружении трупа местный следователь прямо на месте собирает коллегию присяжных из 15 человек, так называемый Совет пятнадцати. Он объясняет им процедуру, выбирает секретаря, который пишет протокол, и председателя. Присяжные вместе со следователем осматривают труп. Если у следователя нет с собой перчаток, то на руки надевают полиэтиленовые пакеты. В протоколе фиксируется все, что может показаться подозрительным.

Присяжные должны ответить на главный вопрос: причина смерти – убийство или нет? Если убийство, то в результате чего конкретно наступила смерть. Затем труп тут же передают родственникам на захоронение, а, если родственников нет, то главе населённого пункта, и в тот же день закапывают в том месте, где нашли (разумеется, если это не центр города). Протокол решения Совета пятнадцати имеет статус официального документа".

В Либерии есть еще одна колоритная особенность местной полиции. Если прийти в местный полицейский отдел в темное время суток, то можно увидеть, как дежурный следователь ведет допрос подозреваемого при свете свечи. Централизованного электричества нет даже в столице, у каждого дома свой генератор.

«Электростанция у них раньше была, до сих пор остались столбы на улице, – вспоминает майор Овсянников. – Мы ездили смотреть, что осталось от этой гидроэлектростанции. Картина такая: в джунглях по заросшей грунтовой дороге около часа едешь до реки, там на берегу разрушенная дамба и бетонный каркас здания с дырами для четырёх генераторов, и ничего вокруг. Как могли повстанцы разобрать и вывести здоровенные генераторы? Непонятно…»

Под присмотром ООН

В прошлом веке страна пережила правление Уильяма Толберта, который боролся с апартеидом, умело заигрывал с Советским Союзом, а закончилось все экономическим кризисом, который перерос в бунт. Толберта убили, власть в стране захватил сержант Сэмюэль Доу, представитель племени кран, присвоивший себе генеральское звание. Полевой командир Йеду Джонсон, свергший Доу, отличился тем, что устроил казнь своего предшественника так: сломали руки, затем кастрировали, отрезали ухо и заставили его съесть, а потом убили, причем при этом велась видеосъемка, которая потом была представлена всему миру.

В Либерии с 1989 по 2003 годы шли гражданские войны. Погибли более 200 тысяч человек, сотни тысяч стали беженцами. Уровень жизни в стране снизился до критического – среднестатистический гражданин в тот период зарабатывал 200 долларов в год. До сих пор в стране «свободных цветных людей» процветает работорговля: ребенка можно купить за 50-100 долларов (для жертвоприношения), женщину (в рабство) — за 100-200 долларов. Правда, и прирост населения самый высокий на континенте — 5% в год.

В 2003 году в стране начала свою миротворческую миссию ООН. Военные и сотрудники правоохранительных органов из разных государств помогают жителям Либерии построить мир. Здесь уже многое изменилось. В прошлом году президенту Либерии Элен Джонсон-Серлиф (первая женщина-президент в Африке) была присвоена Нобелевская премия мира.

Майор полиции Евгений Овсянников в Либерии занимает должность советника по расследованию преступлений. Эта миссия дня него третья – он уже побывал в Косово и Судане. В его обязанности входит консультирование местных стражей порядка по различным вопросам: как осматривать место совершения преступления, какие доказательства нужны для расследования, на какие моменты в ходе допроса следует обратить внимание и многое другое. Раньше майор работал следователем. Вместе с африканскими полицейскими Евгений выезжает расследовать вооруженные разбои, убийства, поджоги, изнасилования, похищения людей. Миссия ООН наблюдательная, а это значит, что миротворцы не сами делают работу местных оперативников и следователей, а подсказывают, учат, передают опыт.

«По нашим меркам город Каката – вроде районного центра, – рассказывает Евгений. – Одна центральная асфальтированная улица, вдоль которой есть двухэтажные дома. Остальные улицы грунтовые, а дома – лачуги. Но по местным меркам это большой город, второй по значению в Либерии. Население не меньше 100 тысяч человек».

Белокожих отгородили забором

Российский миротворец отмечает, что, в отличие от Судана, почти все жители Либерии говорят по-английски, но при этом сильно искажают язык. «У местного населения есть в обиходе слова или словосочетания, встречающиеся только здесь, – рассказывает Овсянников. – Например, белых здесь называют "вами". Слово образовано от английских "white" (вайт) и "man" (мэн), что в переводе значит "белый человек". В результате слияния этих двух слов получилось "вами". Так здесь теперь называют белокожих миротворцев».

Вами в Либерии уважают, но воспринимают как богатого человека и рассчитывают поживиться за его счет. На рынке миротворцам продают товары гораздо дороже, чем либерийцам. Зачастую жители Какаты подходят и просят денег у белых людей. Белокожие миссионеры здесь живут под охраной и за высоким забором. Как рассказывает Евгений Овсянников, в Какате многие слышали о России. Местные знают, где она находится, и что там холодно, но не более. И удивляются, что в России не растут бананы, а в домах обязательно должно быть отопление. Впрочем, далекой северной страной местные не очень интересуются. Им куда важнее узнать больше об Америке. В Либерии исторически выстраивается проамериканская модель государства. Даже государственный флаг похож на флаг США – те же полосы, только звезда одна. Местные полицейские хотят быть похожи на своих американских коллег – такая же форма, такие же значки. Вот только работать также они пока не научились.

«Местные во всем хотят быть похожи на американцев, – резюмирует Евгений. – Работать в поле здесь не престижно, престижно носить джинсы и пить кока-колу, бегать по утрам и слушать музыку. В местном университете большой конкурс на юристов, агрономами и инженерами здесь хотят стать немногие. Сельская местность сильно отличается от крупных городов».

Иногда гражданская война в Либерии напоминает о себе. При работе в поле крестьяне порой обнаруживают неразорвавшиеся мины. Их уничтожение превращается в настоящую спецоперацию с привлечением иностранных специалистов и миротворцев ООН. Люди в этой африканской стране легки на подъем. Если им что-то не нравится, то показывают "народный гнев". Как-то местные власти запретили торговать на центральной улице в день национального праздника. Торговцы пришли к полицейскому отделу и устроили демонстрацию с криками, шумом, перегородили дорогу.

«Когда мы подъехали, на пути собралась толпа и "народный гнев" выплеснулся частью и на миротворцев. В нашу машину полетели камни, недовольные горожане стали запрыгивать на капот.

Кстати, оружия у нас нет,  есть оно только у специальных военных подразделений ООН. На нашей территории располагался Нигерийский батальон, его и пришлось вызывать для "усмирения" демонстрантов», – заканчивает рассказ Евгений.

Подготовил Иоанн Микрюков,
по материалам regions.ru, zakon-kuzbass.ru, «фрАза»

Share.

Comments are closed.