За годы «железный Арни» превратился в идеальное олицетворение американской мечты: сначала — чемпион по культуризму, затем — суперзвезда киноэкрана и губернатор Калифорнии.
«Я стал бунтарем»
Арнольд Шварценеггер родился в небольшой австрийской деревушке 30 июля 1947 года. Спустя годы он признался, что в детстве был хрупким мальчиком и вынужден был терпеть произвол взрослых. Можно даже сказать, что он был жертвой насилия со стороны своего отца, сурового и фанатичного бывшего офицера нацистской армии, который готов был жестоко избивать его, лишь бы сломить волю ребенка. Отец рвал на нем волосы, бил ремнем, делая это с необычайной силой и остервенением, чтобы заставить сына вести себя в соответствии с жесткими правилами того времени.
Такие проявления жестокости вовсе не были редкостью в те времена в Австрии, вспоминает Арнольд. Такому же насилию подвергались соседские мальчишки, многих из них родители жестоко наказывали. Но Шварц подчеркивает, что его отличие от сверстников состояло в том, что другие пассивно сносили побои, а он — нет. Сломить волю Арнольда его отцу не удалось. Наоборот, желание уехать появилось у Шварценеггера именно от атмосферы насилия, царившей в семье: «Я стал бунтарем, решил убраться оттуда. Я хотел разбогатеть, хотел стать кем-то значительным».
Арнольду удалось осуществить свою мечту. Он с маниакальной тщательностью развивал свою физическую силу, За несколько лет хилый подросток превратился в воплощение физической мощи человека. В автобиографии Шварценеггер писал, что после своей самой первой тренировки он «так устал, что не смог поднять чашку чая, а уже через пять лет увеличивал массу мышц на рекордные 9 кг в год». «Я утверждаю: найти время и силы для занятий – это вопрос мотивации и заинтересованности. Настоящий атлет всегда, в любой ситуации найдет время и место для тренировок», – отметил как-то «железный Арни».
В 21 год он эмигрировал в США. Приехав туда, он говорил с сильным акцентом и не обладал сколько-нибудь примечательными актерскими данными. У него было крупное, чересчур развитое по голливудским стандартом тело и ничего больше. Но Арнольд был уверен, что пробьется на широкий экран. Когда он предпринял первую попытку — это было в Голливуде в конце 70-х — один из агентов сказал ему: «У вас нелепая фигура и нелепый акцент. В кино вам делать нечего». Тем не менее, Арнольд появился во второразрядном фильме с бодибилдерами под названием «Качая железо», часть которого была снята в Южной Африке, и еще раз до этого — в ленте «Геркулес в Нью-Йорке». Ни одна из этих ролей не заставила продюсеров бежать к нему сломя голову. Сегодня Шварценеггера так смущает собственная роль в фильме «Качая железо», что он скупил все права на эту ленту и получил возможность целиком изъять ее из обращения.
В какой-то момент Арнольд вдруг удачно снялся в «Конане Варваре» и с тех пор никогда не оглядывался назад. А «Терминатор» сделал ему имя: за несколько лет Шварценеггер стал одной из наиболее влиятельных фигур во всем кинобизнесе. Ему всегда нравились новые идеи: он играл в комедиях с Дэнни Де Вито, как-то даже подумывал о том, чтобы станцевать на экране. Однако после нескольких посещений танцкласса Полы Абдул, обучающей кинозвезд началам хореографии, понял, что нового Фреда Астера из него не выйдет. Во время смелой попытки уловить ритмический рисунок легкого танца-фантазии Большой Арни поскользнулся, упал на свою преподавательницу, и сломал ей палец. «Гоните его прочь! Это не человек, а бык!» — так, по слухам, кричала несчастная Пола по дороге в больницу. И могучий Шварценеггер покинул танцплощадку. А вот петь он даже не пытался: «Иногда на вечеринках друзья просят меня исполнить песню “С днем рожденья", но если я соглашаюсь, они никогда досиживают до конца и всегда убегают из комнаты», — признается как-то Арнольд.
«К алтарю шел Конаном Варваром, а возвращался Арнольдом Кротким»
Друзья Шварценеггера вспоминают, что с он детства хотел двух вещей: стать актером и жениться на женщине из рода Кеннеди. Обе мечты сбылись. Супругой Арнольда стала Мария Шрайвер, телеведущая, которая принадлежит к знаменитому клану. Познакомились они во время благотворительного теннисного турнира, потом дружили больше восьми лет, и только потом поняли, что любят друг друга. Прежде чем собраться с духом и сделать Марии предложение, Арнольд несколько месяцев носил в кармане кольцо. А потом однажды пара каталась на лодке по озеру в Австрии, неподалеку от поселка Тал. «В этом озере я купался мальчишкой! – вспоминает Арнольд. — Когда я попросил Марию выйти за меня замуж, она подумала, что я, как обычно, шучу. Но когда я достал из кармана кольцо, Мария поняла, что мое предложение серьезно, и согласилась. А еще я сказал ей, что замечательно мою посуду, и это правда, потому что если я не вымою ее сразу же, она так и пролежит целый месяц!»
После свадьбы, которая состоялась 26 апреля 1986 года, Шварценеггер признался: «К алтарю я шел Конаном Варваром, а возвращался Арнольдом Кротким. Теперь я во всем слушаюсь жены». После замужества Мария сохранила свободу и независимость — работала в Нью-Йорке, и супруг виделся с ней только в паузах между съемками. Но потом эта ситуация разрешилась сама собой. После рождения дочери Катерины Шрайвер ушла с телевидения. Потом родилась Кристина. А вскоре президент США предложил Арнольду работать в его администрации советником по культуре и спорту. Шварценеггер и его жена купили дом в Лос-Анджелесе и обосновались там. Вскоре родились сыновья — Патрик и Кристофер.
Арнольд все больше стал уделять время политике и в 2003 году стал губернатором Калифорнии в результате досрочных выборов. Его предшественник, демократ Грэй Дэвис, лишился своего поста в связи с утратой доверия. Правда, не президента, а жителей штата. Наблюдатели изрядно повеселились, услыхав, что Арни вызвался заменить Дэвиса. Между тем, ничего такого уж нелепого в этом не было. Благодаря женитьбе на Марии, Шварценеггер был вполне интегрирован в американский политический класс. Симпатизируя республиканцам (хотя Кеннеди — демократический клан) и сотрудничая с администрациями обоих Бушей, Арнольд даже участвовал в разработке некоторых законопроектов. Его общественная деятельность, направленная в основном на популяризацию спорта и здорового образа жизни, была отличной стартовой площадкой для политической карьеры.
Другое дело, что в 2003 году мало кто представлял себе, на какой политической платформе стоит Шварценеггер. Он победил тогда не столько как политик, сколько как знаменитость, особенно яркая на фоне своих соперников — чиновников и партийных функционеров. Победил, надо сказать, с огромным отрывом: он набрал 48,6 процента голосов, а его ближайший преследователь, Бустаманте, — 31 процент. Оппонентам не помогла даже истерическая информационная кампания по «изобличению» отца Шварценеггера как бывшего нациста, а его самого — как чуть ли не серийного насильника.
На посту губернатора
Придя к власти, Шварценеггер показал себя настоящим консерватором: он последовательно выступал за низкие налоги и за сокращение бюджетных расходов. В 2006 году он отказался выполнить просьбу президента Джорджа Буша-младшего об отправке полутора тысяч бойцов калифорнийской Национальной гвардии для охраны границы с Мексикой от нелегальных иммигрантов, и за это противники консервативной иммиграционной политики Буша готовы были носить его на руках.
Арнольд продемонстрировал способность отстаивать свою позицию не только жестко, но и остроумно: то он размахивал на митинге метлой, обещая вымести из Сакраменто «мусор» прежних властей, то потрясал огромным ножом, обещая беспощадно урезать бюджетные расходы. В 2006 году, перед самыми губернаторскими выборами, он не побоялся пойти на сокращение социальных выплат, что многие наблюдатели расценили как политическое самоубийство. Но то, что должно было стать провалом Шварценеггера, обернулось его триумфом: он был переизбран, набрав почти 56 процентов голосов, тогда как его ближайший преследователь, демократ Фил Энджилайдис, получил лишь 39 процентов.
Еще до окончания его второго губернаторского срока поползли слухи, будто он будет баллотироваться в Сенат США, однако Шварценеггер пресек эти домыслы. В апреле 2010 года он заявил, что готов был бы побороться за пост президента, если бы это позволяла ему Конституция (согласно американскому основному закону, президентом может стать лишь гражданин США по рождению, тогда как Шварценеггер получил гражданство лишь в 1983 году). В то, что при его жизни будет принята соответствующая поправка в конституцию, он не верит.
«Мать Сталлоне сказала, что я похож на грузчика»
В начале мая 2011 года, то есть после 25 лет брака, Шварценеггер и Шрайвер официально объявили, что расстаются. Более того, выяснилось, что они уже несколько недель живут порознь. Мария не вынесла новости о том, что у ее супруга уже давно подрастает внебрачный сын от домработницы. Однако Арнольду удалось убедить жену не спешить с бракоразводным процессом и дать ему шанс. В декабре 2011-го Шварценеггер вновь стал носить обручальное кольцо. Но попытки спасти семью не принесли результата. И недавно Арнольд был замечен в одном из ресторанов Западного Голливуда в компании молодой брюнетки, для которой заказал романтический ужин.
После окончания второго губернаторского срока в жизни Арнольда случились и другие перемены. Например, утром 27 апреля 2011 года мир потрясла новость: Шварценеггер снова вернется к съемкам в «Терминаторе». С такими заголовками вышло большинство новостных агентств мира. Работа над фильмом начнется в следующем году, причем пятая часть франшизы не станет последней. Но о графике съемок финальной, шестой части «Терминатора» ничего не сообщается. Режиссер «Терминатора-5» пока не утвержден, однако известно, что Джеймс Кэмерон станет консультантом будущей ленты.
Первым фильмом, где Шварценеггер появился после долгого перерыва, были «Неудержимые» — Арнольд не мог отказаться сыграть хотя бы небольшую роль в фильме своего лучшего друга, Сильвестра Сталлоне. Ну а вскоре выходит вторая часть картины. На пресс-конференции, посвященной фильму, и проведенной в рамках выставки Comic-Con, фанаты и журналисты встретили прославленных ветеранов боевиков овацией. Конечно же, Арнольд первым делом сказал: «Я вернулся!». И тут же рассказал, что в своих фильмах убил на экране больше людей, чем Сталлоне — 289 против 288. Также фанаты получили, наконец, ответ на вопрос, который занимал всех любителей кино в течение трех десятков лет: кто из актеров одержит победу в схватке, если она состоится между ними. «По-моему ответ тут однозначен. Тот, у кого будут лучше адвокаты», — ответил Сталлоне.
Оба знаменитых актера поделились своими воспоминаниями о встречах друг с другом. В частности, Шварценеггер рассказал, что в 70-х годах их пути пересеклись на церемонии вручения «Золотых глобусов», и Сталлоне опрокинул на него вазу с цветами, а присутствовавшая на вечеринке мать Сильвестра сказала Арни, что он похож на погрузчика пианино.
Известно, что Арнольд Шварценеггер провел на съемочной площадке «Неудержимых 2» всего пять дней, за которые группа успела отснять все сцены с ним. Всё потому, что актер торопился на съемки в своем новом боевике – «Последняя битва». Шварценеггер подтвердил также свое намерение сниматься в сиквеле «Близнецов», чье рабочее название — «Тройняшки». А вот будут ли третьи «Неудержимые» — покажет прокат второй части.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Arnold-by.com, Newsru.com, Lenta.ru, «Новости кино»