После «Легенды № 17» критики дружно принялись славить Козловского, называя его то секс-символом, то надеждой российского кино. Хотя сам Данила не желает быть ни тем, ни другим.
«Я плакал, читая сценарий “Легенды”»
Фильм о Валерии Харламове – не первая драма, в которой сыграл Козловский. Когда-то, еще в начале карьеры, актер был удостоен звания лауреата премии российской кинокритики и кинопрессы «Белый слон» за роль в «Гарпастуме». Его персонаж там — футболист-любитель, который мечтал создать с друзьями профессиональную команду, построить стадион. «Фильмы о спорте — это не только интереснейший, но и очень сложный жанр, — говорит Данила. — Зритель должен быть в постоянном напряжении и верить, что все по-настоящему. Он сразу почувствует неправду, если увидит, что хоккеисты скользят по льду, как фигуристы, или тормозят, навалившись всей массой на бортик».
Во время работы над «Легендой №17» Данила научился по-хоккейному кататься на коньках и управлять «Волгой» сорокалетней давности. Плюс в Петербурге занимался физической подготовкой с личным тренером: «Делать из меня Рэмбо нужды не было. Нужно было показать, что парень занимается спортом, и мы этого добились». Вся съемочная группа видела, что актер просто одержим этой ролью, а сам Козловский не скрывает: «Я плакал, читая сценарий “Легенды”. Я не самый сентиментальный человек на свете, со мной такое случилось впервые. Перевернул последнюю страницу и сказал себе: это роль мечты, и я сделаю все, что в моих актерских силах, лишь бы она стала моей».
Он старался не думать о том, что лента вызовет столь активный интерес у зрителей. «Лучше лишний раз не обольщаться, чтобы потом не разочаровываться, — считает актер. — Например, надеялся, что “Шпион” прозвучит гораздо громче, чем в результате случилось. На “Духless”, наоборот, особую ставку поначалу не делал, а он выстрелил. Так что с “Легендой” уже не загадывал, но верил, что незамеченной она не пройдет. Для меня это и без бокс — офиса очень важный фильм: мы делали его удивительной командой во главе с режиссером Колей Лебедевым и продюсером Леонидом Эмильевичем Верещагиным. У меня был грандиозный партнер — Олег Евгеньевич Меньшиков, сыгравший тренера Тарасова».
Пробы по скайпу
В последние годы предложения о съемках посыпались одно за другим. «Я, конечно, стараюсь быть избирательным, — говорит Козловский. — Когда рассказываю, мне не верят, но было время, когда я не снимался несколько месяцев. Не было по-настоящему интересных предложений. Мне сейчас важнее работать на имя, а не зарабатывать деньги. Вернее, деньги тоже, но именно в такой последовательности».
И все же предложение сыграть Дмитрия Беликова в голливудском фильме по роману Рэйчел Мид «Академия вампиров» стало для него неожиданностью. «Причем, приятной, — добавляет Козловский. – “Академия вампиров” – очень популярная серия, у нее миллионные тиражи на разных языках, фан-клубы во всех частях света, и сыграть ее романтического героя – это здорово». Попасть в эту картину ему помогла одна поездка в Нью-Йорк: «Там я встретился с несколькими кастинг-директорами. Это были просто встречи, без всяких обязательств с обеих сторон, просто задел на возможное будущее. И я уехал оттуда».
Спустя полгода ему позвонил агент и сказал: «Тебе можно попробоваться на новый фильм Марка Уотерса». Данила так и сделал. Пробы были по скайпу, режиссёр находился в Лос-Анджелесе, а Козловский — в Москве: «Это был мой первый подобный опыт. Марк давал мне свои определённые команды и какие-то пожелания, замечания, а я играл на обычную камеру и потом отправил запись в Лос-Анджелес. В большинстве случаев все пробы в Америке проводятся так. Человек ставит перед собой камеру и читает какой-то определённый текст».
Пробы показали продюсерам, и Козловского утвердили на роль. А через какое-то время он узнал, как же на него вышли: «Выяснилось, что Марси — кастинг-директор, которая всё время работает с Марком Уотерсом, — встречалась с одной из своих коллег, которая, в свою очередь, дружит с одной из кастинг-директоров, с которой я встречался, когда был в Нью-Йорке. И они просто сидели и разговаривали, Марси пожаловалась, что не может найти актера на такую-то роль, рассказала, в чем дело, и та сказала: “К моей подруге года полтора назад приезжал один русский артист, может быть, тебе имеет смысл его попробовать?” Таким образом, нашли меня через моего агента, и я попал в проект».
«Не смотрел “Сумерки” специально»
Практически всё последнее время русские герои в голливудских фильмах только плохие. Однако Даниле повезло: его Беликов – это положительный персонаж, романтический. «Он наставник в академии, — рассказывает Козловский. — Это человек, который влюбляется, он страстен, обладает самыми замечательными человеческими качествами и неоднократно это доказывает. Так что стереотип, что русских надо брать только на роли плохих, в данном случае не сработал. И это для меня большая радость, что моя страна и моя нация представлены в несколько отличном образе, чем тот, к которому все привыкли».
Работа с Уотерсом – это был уникальный опыт для Данилы. Тем более что это первая американская картина для артиста, которая снималась на иностранном языке: «Сложности были связаны с тем, что иногда было непросто находиться 24 часа в сутки в другой среде — языковой и ментальной, там, где по-другому думают, другие мультики в детстве смотрели и так далее». Чтобы выучить английский, Козловский отправился в одну из школ в Нью-Йорке, но после первого дня учебы понял, что там он результата не добьется. Поэтому выбрал «более эффективный» метод — ходил по барам и общался с барменами. Затем, уже во время подготовки к съемкам, Данила подтягивал свой уровень языка с преподавателями в Петербурге.
Он не интересовался другими фильмами, которые снимали про вампиров: «Не смотрел “Сумерки” специально, во-первых, потому что это совершенно разные истории, а во-вторых, чтобы не попадать, так сказать, в настроение. Конечно, я прочитал книги Рэйчел Мид. Я занимался с преподавателем диалектов уже непосредственно, когда работал над текстом сценария. Были репетиции с каскадерами, специальная диета. Пришлось раскачаться, стать больше. Быть накачанным героем. Он же все-таки боец».
Для роли Даниле также пришлось отрастить волосы, и артист признается, что это было ужасно: «Просто кошмар, уход занимает огромное количество времени. Конечно, я пробовал как-то их собирать, но они всё равно постоянно лезли из всех частей головы – это ужасно некомфортно. Мужчина должен быть с короткими волосами, я считаю. Хотя некоторым они идут, например, Брэду Питту или Шону Пенну. А мне нет. Если нужно для роли – я это сделаю, а в обычной жизни – нет. В тот же день, когда закончились съёмки, я постригся».
Он не думает о том, сумеет ли надолго зацепиться за Голливуд: «Я же не утопающий, — говорит Козловский. — Стремлюсь расширять свои возможности. Знаю обо всех трудностях, с которыми сталкиваются иностранцы, тем более русские, в Голливуде. Отношусь к этому трезво, что получится — жизнь покажет. Хочу, чтобы у интересной мне работы не было препятствий в виде границ. Не факт, что в Штатах быстро дождусь роли масштаба Харламова. Кроме того, в российской киноиндустрии, какой бы несовершенной она ни была, трудятся уникально талантливые люди, и зачем же я буду себя обкрадывать?»
«Играть противоречивого героя – интересно»
Уже в марте Данила приступает к съемкам в новой картине Павла Руминова под рабочим названием «Статус свободен». Этот фильм Козловский описывает так: «Мальчика бросила девочка, и он пытается с этим справиться. Есть три фазы. Первая — когда он ненавидит, очень понятная фаза. Вторая — когда он пытается ее вернуть, а третья — когда он с ее помощью понимает, что в их расставании есть много замечательного, как бы это ужасно ни звучало, и много положительного и правильного смысла — в будущем, естественно, когда всё уже закончилось. И что не нужно бояться расставаться, когда невозможно уже ничего вернуть, что нужно идти дальше. И иногда ты становишься с этим человеком намного ближе, приобретаешь невероятно важные опыт, чувства, эмоции, которые в дальнейшем помогают тебе двигаться дальше».
Кстати, это будет первый проект, в котором Козловский постарается выступить и в совсем непривычном для себя амплуа — как продюсер. Конечно же, артист так же сыграет главную роль, а его партнершей выступит Елизавета Боярская. Вместе они играют и в спектаклях Петербургского академического малого драматического театра (МДТ). 5 марта должна состояться премьера новой постановки «Вишневого сада», Данила здесь в роли Лопахина, а Елизавета играет Варю. А еще весной актеры начнут сниматься в новой приключенческой ленте «Декоратор», сюжет которой основан на романе Бориса Акунина. Главный герой фильма — Эраст Фандорин (Данила Козловский) – сталкивается с загадочными убийствами женщин. Убийца оставляет на своих жертвах след от поцелуя, как знаменитый серийный убийца «Джек Потрошитель».
«Мой герой — это блестящий, талантливый сыщик, рациональный, прогрессивный, но он сталкивается с тем самым рациональным, что может разрушить и уничтожить жизнь любого человека, даже Фандорина, — говорит Данила. — Этот убийца бьёт в очень больные места, он бьёт в очень личное. Мне кажется, играть противоречивого героя, который вынужден принимать решения в самых непростых условиях, — интересная творческая задача и интересная творческая удача решать эту задачу».
«Дубровский» — история о чести и о любви»
Не так давно в Москве завершились также съемки боевика «Хардкор» режиссера Ильи Найшуллера. Это история любви киборга Генри, собранного в воздушной научной лаборатории над Москвой, и сотрудницы этой лаборатории Эстель, которую с помощью телекинеза похищает альбинос Акан. Его и сыграл Данила: «У Ильи Найшуллера совсем другая, необычная для меня история, это такой фильм-комикс, от первого лица, и это первый мой опыт, когда я изображаю уж совсем отрицательного героя, негодяя и мерзавца.
Слепого альбиноса, который владеет телекинезом». В фильме у актера выбеленное лицо, он носит парик и линзы, которые вдвое толще обычных и вручную выкрашены изнутри в голубой цвет. Так гримеры старались сделать все, чтобы Козловский даже внешне отошел от привычного всем образа.
В начале марта выходит ещё и картина «Дубровский» с участием артиста: «Это для меня особенный фильм. С одной стороны, классика, Пушкин, “Дубровский”. А с другой – удивительно современная и увлекательная история о чести, справедливости и о любви». Главный герой Владимир Дубровский — успешный столичный юрист и завсегдатай модных клубов, Маша Троекурова — выпускница английского колледжа и нежная дочь. Хозяева собственных судеб, они едва ли похожи на героев Пушкина. Но внезапная ссора их отцов проводит роковую черту в жизни Владимира и Маши — они погружаются в реальность, где действуют совсем другие законы.
«Дальше происходит все то, что случилось с Дубровским у Александра Пушкина, — рассказывает Данила. — Когда на “Мосфильме” устроили рабочий просмотр для узкого круга, я позвал брата. Мне было интересно, что он скажет. Сидим, смотрим, в какой-то момент он оборачивается ко мне: “Крутой сюжет! Кто автор сценария?” Я немного растерялся: “Ты спрашиваешь, кто сценарий написал или кто эту историю придумал?” – “Ну да, кто придумал всё это?” – “То есть как кто? Пушкин”. – “Пушкин? В каком смысле?” И тут до него дошло. “Погоди. Дубровский. Это что, та самая книжка?!” Он давно забыл книжку из школьной программы. В общем, брат был в восторге».
Сам Данила очень любит читать книги, ходить в кино. А еще для него невероятное удовольствие — купить коробку мороженого: «Вы знаете, пластиковые коробки есть, такие большие. Купить какой-то хороший фильм и сесть на диване, лопать это мороженое и смотреть кино. Люблю еще в футбол поиграть, покататься на коньках. Или просто поваляться, поспать, куда-то сходить».
Конечно, при такой занятости на работе, времени на личную жизни почти не остается. Однако Данила уверен, что любовь важна для каждого человека: «Ничего в этом мире невозможно без нее. Не только в актерской, а вообще во всех профессиях. И, конечно, любовь в состоянии помочь, в состоянии спасти, вытащить, в состоянии поверить, вдохновить, поднять и заставить идти дальше. Это опять-таки очень личная тема, но я не боюсь об этом говорить. Я вообще влюбляюсь почти каждый день. Я сейчас говорю не о любвеобильности, а просто о состоянии твоем. Когда идет, допустим, девушка, и ты вдруг видишь ее спину, ее волосы, ее улыбку. Как свет. Вокруг что-то происходит. И тебя так завораживает эта картина, и на секунду для тебя все исчезает. Тогда вот ты и понимаешь, что ты живешь. И что ты по-настоящему счастлив».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Filmz.ru, Danila-kozlovskiy.ru, Metronews.ru, «Итоги», Gaudeamus