Теперь она самая титулованная спортсменка Беларуси в истории Зимних Олимпийских игр, а также первая в мире трёхкратная олимпийская чемпионка, одержавшая все свои победы в личных гонках.
На лыжню вслед за братом
Дарья Домрачева родилась 3 августа 1986 года в Минске. Спустя четыре года её маму пригласили на должность главного архитектора строящегося сибирского городка Нягань, и семья переехала в Ханты-Мансийский округ. Как вспоминала сама Дарья, родители не собирались надолго задерживаться в Сибири, однако провели там 13 лет.
Заниматься спортом Домрачева начала в шестилетнем возрасте, в 1992 году записавшись вслед за старшим братом Никитой в лыжную секцию. «Спасибо ее первому тренеру Андрею Федоровичу Дорошенко, — вспоминала мама Даши в одном из интервью. — Она была самой маленькой, к тому же девочкой, но он очень быстро стал ставить ее в пример мальчикам. Именно Дорошенко привил ей любовь к лыжам, к свежему воздуху. И у нее стало получаться. Смотрю я однажды на нее на лыжне и вижу: она летит легко, как ласточка. А после соревнований слышу краем уха: двое мальчишек делятся впечатлениями: “Я хорошо бежал, только Дашка обошла”. – “Ну, так то ж Дашка!”»
В 1998 году в Нягани открылась школа биатлона, и Домрачева оказалась там. Однако она не пожертвовала ради этого учебой, окончив экономико-правовой класс академической гимназии лишь с одной четверкой в аттестате: «Точные науки, типа алгебры и физики, не очень жаловала, а вот историю с географией просто обожала. Сколько себя помню, у меня всегда присутствовало огромное желание познавать мир во всем его многообразии: страны, города, континенты, прошлое и настоящее». После гимназии будущая звезда белорусского спорта поступила в Тюменский государственный университет на специальность «спортивный менеджмент», но проучилась там лишь пару лет.
В 2001 году Домрачеву включили в состав юношеской сборной Ханты-Мансийского автономного округа. Спустя два года спортсменка завоевала свою первую медаль на соревнованиях международного уровня — серебряную награду в смешанной эстафете на Европейских Олимпийских днях молодежи.
«Перепутать “стойку” с “лежкой” — это, конечно, нонсенс»
В 2004 году семья Дарьи вернулась в Минск. Талантливая спортсменка сразу получила предложение от старшего тренера женской сборной Николая Захарова выступать за Беларусь. Правда, до того, как выйти на старт под белорусским флагом, Домрачевой пришлось почти полгода отстаивать свое право представлять Беларусь, а не Россию. Решающим фактором оказалось белорусское свидетельство о рождении.
Сегодня на вопрос о том, согласилась бы Дарья выступать за сборную России, спортсменка отвечает однозначно: «Знаете, мне очень нравится мой зеленый гоночный комбинезон. Ну, а если серьезно, естественно, приятно получать такие предложения, приятно осознавать, что тебя ценят. Но я уже говорила, что Беларусь — это моя родина и та страна, цвета флага которой я защищаю и собираюсь защищать дальше на наших биатлонных состязаниях. Хотя Россия для меня тоже очень много значит, в России я выросла, пошла и окончила школу, впервые встала на лыжи и именно там и родилась моя любовь к биатлону и началась моя биатлонная карьера».
Первым крупным международным стартом за белорусскую сборную стал Чемпионат мира среди юниоров 2005 года. В индивидуальной гонке Дарья пришла к финишу только 40-ой: из-за неисправной винтовки спортсменка допустила на третьем рубеже пять промахов из пяти возможных. Впрочем, следующие два состязания — спринт и гонку преследования — дебютантка выиграла. Сегодня титулованная спортсменка говорит, что именно та первая медаль до сих пор остается самой важной: «Как и в любую другую, в нее вложен труд, но также ей отдано много эмоций, переживаний. Все-таки эта первая большая награда. Собственно, она и вселила в меня уверенность в своих силах».
Первые шаги во «взрослом» биатлоне Домрачева сделала в сезоне 2006/2007. В итоговом зачете Кубка мира восходящая звезда заняла 22 место, что для молодого спортсмена считается отличным результатом. Следующий сезон, к сожалению, оказался не столь успешным. Значительную часть подготовки к соревнованиям Дарья пропустила из-за проблем со здоровьем, что не могло не отразиться на результате. А вот сезон 2008/2009 болельщикам Дарьи запомнился курьезом. На этапе Кубка мира в немецком Оберхофе спортсменка первой пришла к огневому рубежу. Однако вместо того, чтобы стрелять из положения лежа, начала закрывать мишени из положения стоя. Результат не засчитали, и биатлонистке пришлось сойти с дистанции. «Перепутать “стойку” с “лежкой” — это, конечно, нонсенс, — говорила Дарья. — Вошла в историю. Теперь перед каждой гонкой напоминаю себе последовательность рубежей, хотя, в принципе, запомнила это на всю жизнь».
По итогам 2010 года Дарья Домрачева стала «Спортсменкой года» в Беларуси, набрав почти полмиллиона голосов в открытом публичном конкурсе «Триумф. Героям спорта», а также получила звание заслуженного мастера спорта и международную награду Biathlon Award. Заслуги Дарьи отметила и почта, выпустив марку с портретом белорусской звезды биатлона. Но девушка не пользуется «служебным положением» знаменитой спортсменки в повседневной жизни: «Нет такой возможности. Большая часть времени посвящена тренировкам, и здесь мы все равны. Ни у кого в команде нет привилегий. На улицах люди узнают меня, но не так часто, как вам может показаться. Возможно, мне стоит выходить вместе с лыжами, винтовкой, в гоночной экипировке?! Шучу, конечно. Наоборот, очень даже хорошо, что не испытываю постоянного внимания к себе. Иногда хочется отвлечься от спорта».
В плотном графике соревнований и тренировок Домрачева также сумела найти время, чтобы получить высшее образование. В 2009 году она защитила диплом в Высшей школе туризма Белорусского государственного экономического университета по специальности «экономика и управление туризмом», сразу приступив к получению второго высшего образования в том же университете, только по специальности «хозяйственное право».
«Счастлива, что не затянула с завоеванием медали до последнего!»
Быть олимпийской чемпионкой Дарья мечтала с того момента, как впервые стала на лыжи: «Судьба распорядилась так, что я пришла в биатлон, и ни секунды об этом не жалею. Где еще можно испытать такой прилив адреналина, когда выходишь на старт, и такую безудержную радость на финише, когда понимаешь, что гонка удалась. Олимпийские стремления всегда были со мной и со мною же остаются. Нет ведь ничего невозможного, главное — любить то дело, которым занимаешься, и каждый день приходить на тренировки с удовольствием. Тогда любой старт будет в радость, а ничего лучше такой работы, согласитесь, быть не может».
Первая гонка в Сочи ей не удалась. Финишировав девятой в спринте, Домрачева и сама была жутко разочарована, и в команде почувствовала общую подавленность: «Задолго до Игр знала, чего от меня ждут, а потому подобные настроения сюрпризом не стали. Но при этом чётко осознавала: самоедство и бесконечное прокручивание гонки в голове — напрасная и вредная трата времени. После спринта полностью отключилась от окружающего мира: не заходила в Интернет, не читала газет — ничего. Решила, что это лишняя информация, которой не место в моей голове. Важно полностью абстрагироваться от дня вчерашнего и концентрироваться на будущем».
Дарья всегда считала саму себя главной соперницей: «Это так, и это не ново, однако совершенно справедливо. Выиграть нужно у себя, и тогда побеждёнными окажутся соперницы. Вроде бы простая истина, но воплотить её в жизнь всегда оказывается не так-то просто. Прежде всего, в психологическом плане».
11 февраля Дарья выиграла гонку преследования. «Я счастлива, что не затянула с завоеванием медали до последнего! – признавалась она. — Как ни странно, но перед стартом ощущала удивительное спокойствие. Кроме того, я буквально купалась в поддержке зрителей. Признаться, не ожидала такого. Знала, что популярна в России, но не надеялась получить такой мощный эмоциональный импульс. Огромный стимул, который добавлял сил и мотивации. Мой брат также был среди болельщиков, и его голос с поздравлениями я тоже слышала».
Эту победу Дарья посвятила и своему тренеру Клаусу Зиберту, он уже несколько лет борется с раком, и после окончания сезона ему предстоит еще одна сложная операция. «Клаус очень сильный мужчина и замечательный человек, — говорит Домрачева. — Я очень переживаю за него и за его здоровье и, конечно, желаю всего самого наилучшего. Надеюсь, что мои победы станут для него бальзамом и помогут в борьбе с болезнью». Но сам Зиберт ни о каких новых и необходимых ему операциях пока не думает – на Олимпиаде он был весь в биатлоне. «Господи, какая же она молодец, – восхищался Клаус своей подопечной. — Как приятно, как хорошо, как здорово. Это песня! Меня научили этой фразе, я ее запомнил!»
«Я совсем не героиня»
Груз уже завоёванных золотых медалей не мешал Дарье готовиться к масс-старту. Напротив, она была спокойной, просто готовилась, не перегружая себя какими-то обязательствами даже перед собой. В результате очень многое удалось с точки зрения концентрации: «Я была сосредоточенной, делала то, что и должна была делать. А это, в свою очередь, весьма позитивно отразилось на моей стрельбе».
Домрачева выиграла третье олимпийское «золото». Из трех своих медалей она не может выделить какую-либо одну: у каждой награды есть как своя тяжесть, так и своя лёгкость. «Ценна первая, потому что она дала уверенность в собственных силах. Вторая убедила в том, что у меня нет комплекса “одной победной гонки”. Третья позволяла думать, что в пиковом состоянии позволительно мечтать и о большем». Дарья надеялась успешно выступить в эстафете, однако белорусская сборная пришла пятой – победа досталась украинкам.
Еще во время соревнований в Беларуси началась «Домрачева-мания». «Разумеется, знаю, что происходит сейчас в Минске и во всей стране. Благодарна за поздравления. За страсть, с которой болельщики меня поддерживают, — говорит Даша. — Только прошу не переходить пределы разумного, потому что Минск — красивый город и не надо его портить». После одной из гонок она изобразила сердечко, и пошли разговоры, кому оно предназначалось. Домрачева уверяла, что оно посвящалось маме и всем болельщикам, которые радовались ее победе. Но многие решили, что Даша передавала привет легендарному биатлонисту Уле Эйнару Бьорндалену, с которым у нее якобы роман. Спортсменка не стала спешить разуверять всех в этом, она вообще старается не обращать внимания на сплетни: «Я не сторонник того, чтобы частная жизнь становилась достоянием общественности. Официальной информацией о моей личной жизни будет только сообщение о моем замужестве. Кто бы ни стал потом моим избранником».
В тот же день, когда Даша стала трехкратной олимпийской чемпионкой, президент Александр Лукашенко подписал указ о присвоении Домрачевой звания Героя Беларуси. «Разумеется, очень горда тем, что мой труд оценен столь высоко, — признается спортсменка. — Ожидала ли? Безусловно, нет. Но буду стараться с честью носить, как и звание трёхкратной олимпийской чемпионки. А если уж быть совершенно откровенной, то признаюсь: всё происходящее на Играх в Сочи в полной степени мной ещё не осознано и не осмыслено. Я нахожусь в том пограничном состоянии, когда реальность иногда приходит из области мечтаний и фантазий».
И она не чувствует себя героиней: «Нет. Я Даша Домрачева. Да и кто вообще имеет право называть себя героем? Если для кого-то я являюсь хорошим примером, если я своими выступлениями мотивирую кого-то на свои личные победы, на борьбу с трудностями, если для кого-то я — герой, — это здорово. Значит, то, что я делаю, делаю не зря. Но быть героиней никогда не было целью для меня. Я занимаюсь своим любимым делом и хочу делать это хорошо, принося пользу и получая от этого удовольствие».
Подготовила Лина Лисицына
По материалам «Спортивная панорама», Pressball.by, «Беларусь Сегодня»