Зрителям он запомнился по роли Мэттью Кроули в сериале «Аббатство Даунтон».
«Мне нравится давать работу голове и сердцу»
Дэниел Джонатан Стивенс родился 10 октября 1982 в Лондоне. Он был старшим из двух мальчиков, усыновленных учительской парой, посещал престижную Торнбриджскую школу. «Я никогда особо не подчинялся дисциплине, — признался актер. — Я был нарушителем спокойствия. Начиная с пяти лет, мои дневники были полны замечаний вроде “Дэниел должен научиться не отвлекать остальных”. А теперь я за это получаю деньги».
Во время учебы в Кембриджском университете, где Стивенс получал гуманитарное образование, случился его первый творческий прорыв — он сыграл Макбета вместе с Ребеккой, дочерью прославленного театрального режиссера сэра Питера Холла. Когда мистер Холл посетил студенческую постановку, он был настолько поражен Стивенсом, что предложил ему работу — роли в спектаклях «Сенная лихорадка», «Водоворот», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится» — как только студент получит свой диплом.
Дэн решил посвятить себя актерскому ремеслу и принялся активно обивать пороги киностудий, принимать участие во всевозможных кастингах. Первыми работами Стивенса в кино стали второстепенные роли в английских и американских сериалах: «Театр шедевров», «Франкенштейн», «Мисс Марпл Агаты Кристи», «Дракула», «Марпл: Немезида», «Максвелл», «Разум и чувства». В 2006 году Дэн сыграл главного героя в драматическом сериале «Линия красоты».
Дебютом Стивенса на больших экранах стала роль Дэвида Кэмерона в биографической драме Кая Весселя «Хильда», основанной на жизни известной немецкой актрисы и певицы Хильдегард Кнеф. Но проектом, принесшим Дэну мировую славу и известность, стал британский телесериал «Аббатство Даунтон» — двукратный лауреат премии «Золотой глобус» и рекордсмен книги Гиннесса как «самый обсуждаемый критиками телесериал». Стивенс сыграл одного из главных персонажей — наследника семейства Мэттью Кроули.
Вместе с женой Сьюзи он растит двух малышей, является автором регулярной колонки в газете Sunday Telegraph, где пишет на самые разнообразные темы — от пользы гамаков до путешествий самолетами и преимуществах осени перед весной, а также подрабатывает специальным редактором литературного журнала Junket и по совместительству является одним из его основателей. «Есть сердце и есть голова, — говорит актер. — Мне нравится давать работу и тому, и другому. Сколько себя помню, я мечтал стать актером. Но, кроме того, меня всегда увлекала культурно-интеллектуальная деятельность. Я просто не мог забросить это увлечение».
«К финалу мой подвал стал напоминать книжный магазин»
Это все позволило Стивенсу попасть в пятерку судей Букеровской премии 2012 года, одной из самых престижных литературных премий, ежегодно вручаемой за лучший роман, написанный на английском языке гражданином Великобритании или Ирландии. Все началось с участия мистера Стивенса в «Ревью-шоу», еженедельной телевизионной передаче об искусстве и культуре. «Продюсеры пригласили меня в букеровский спецвыпуск, где обсуждался окончательный список номинантов, — рассказал он, имея в виду шесть книг, сумевших пройти строжайший отбор. — И я сказал, что в 2011 году этот список явно не отвечает литературному стандарту, с которым мы привыкли ассоциировать номинантов букеровской премии.
Три недели спустя мне звонят и говорят: “Нам понравилось то, что вы сказали. Как вы смотрите на то, чтобы стать членом жюри?” Я не мог ответить отказом. Это предложение тешило мое эго и интеллект. Каждый год у них в жюри есть человек, который привлекает к мероприятию немного дополнительного внимания. Думаю, в этом году я и был этим человеком. Я был тем, на кого люди смотрят и думают: “А он что делает в жюри?” — добавил Стивенс, в чьи обязанности входила задача прочесть 145 номинированных книг. — К финалу мой подвал стал напоминать книжный магазин».
К счастью, один из его костюмов в «Аббатстве Даунтон» — винтажный парадный фрак — был оснащен карманом, в который идеально помещалась электронная книга. «Только-только я вчитаюсь в книгу, как уже кричат “Мотор!”, так что я просто прятал планшет в задний карман, — рассказывал Стивенс. — Не думаю, что это очень нравилось моим коллегам. Я должен был быть поглощен сценой, а вместо этого не мог оторваться от книги». Более того, одно из представлений в театре, где играл Дэн, пришлось отменить, чтобы артист смог принять участие в последнем этапе работы букеровского жюри и посетить церемонию награждения победителя.
«Они с Мэри женятся. Нет, не женятся…»
Он продержался в «Аббатстве Даунтон» несколько сезонов, а потом покинул сериал: «Впервые в жизни я так надолго застрял в одной роли, — говорил Стивенс. — Сюжет постоянно находился в подвешенном состоянии. То Мэттью может ходить. Потом не может. Нет, все-таки может. Они с Мэри женятся. Нет, не женятся. Хотя нет, все-таки женятся. Я не мог отдать все силы на прорабатывание какой-то сюжетной линии, потому что мы получали не более двух сценариев за раз. Результатом такой тенденции нередко становилась довольно посредственная актерская игра. Разумеется, я не могу не быть признательным за работу, которая столько сделала для моей популярности. Но вместе с тем не могу отрицать, что, кроме “Даунтона”, существуют и другие интересные перспективы».
Одной из них стала «Наследница». Спектакль являлся адаптацией новеллы «Площадь Вашингтона» Генри Джеймса и был дан ограниченное количество раз. Ведущие роли в постановке исполняли Джессика Честейн, которая играла некрасивую и застенчивую Кэтрин Слопер, и Дэвид Стрэтэйрн в качестве деспотического отца Кэтрин. Завершал треугольник мистер Стивенс в роли Морриса Таунсенда, красивого охотника за приданым.
«Множество людей, которые знакомы с содержанием спектакля, говорили мне: “Ты играешь меркантильную сволочь”, а я начинал защищать Морриса и говорил: “Вы неверно о нем судите”, — со смехом рассказывал Стивенс. — У нас с режиссером постановки Мосесом Кауфманом была по этому поводу фантастическая дискуссия. Мы не верили, что Таунсенд — это всего-навсего типичный злодей. Генри Джеймс — гораздо более сложный писатель». Сам Кауфман признавался: «Я видел Дэна в “Аббатстве Даунтон”, но прежде он очень много играл в театре в Великобритании. Мои друзья говорили о нем как об актере с багажом отличных работ. В нем видна интеллигентность и эмоциональная отзывчивость. Это именно то, что было необходимо для роли Морриса».
«Потенциал этой истории огромен»

После ухода из «Аббатства Даунтон» на Дэна как из рога изобилия посыпались предложения по участию в масштабных ТВ- и кинопроектах: комедии «Вампирши» Эми Хекерлинг, драме «Лето в феврале» Кристофера Менола, триллере «Гость» Адама Вингарда, криминальном боевике «Прогулка среди могил» Скотта Фрэнка и биографическом триллере Билла Кондона «Пятая власть» об основателе WikiLeaks Джулиане Ассанже.
Нынче же Дэн – главная звезда комиксового телешоу «Легион». Его герой Дэвид Хэллер с детства страдает диссоциативным расстройством идентичности. Из-за него в Дэвиде присутствует большое количество личностей, каждая из которых обладает своей суперсилой. В детстве он стал свидетелем убийства своего отчима, из-за чего и обострились его способности. Со временем Дэвид возьмет себе прозвище Легион, что отсылает к человеку, которого в библейской книге Марка встречает Иисус. Человек этот был одержим демонами и объяснял свое имя (Легион) тем, что в нем живет множество подобных существ. Устав бороться со своим состоянием, Хэллер полностью опускает руки, попадает в психушку, где неожиданно встречает девушку своей мечты.
«Мне кажется, что истории большинства супергероев – это истории людей, которые должны принять тот факт, что они не такие, как все. Вспомните, очень многим было трудно перешагнуть этот психологический барьер, взять хотя бы Мистик, Зверя и других людей Икс, — говорит Стивенс. — И зрителям интересен этот переход – то есть, с одной стороны, это просто люди, и каждый может ощутить себя на их месте, а с другой, они иные, особенные. Наша история – это просто более экстремальная версия, потому что Дэвид обладает множеством способностей, и тем труднее ему принять ситуацию. К тому же ему поставили диагноз “шизофрения”, и он, по большому счету, действительно сумасшедший. И даже когда ему сообщают, что он не сумасшедший, он не сразу чувствует облегчение. В его голове по-прежнему происходят странные вещи. Был ли диагноз, поставленный Дэвиду, верным или ошибочным, происходит ли все на самом деле или только в его голове – это один из ключевых вопросов сериала, и зрителям постоянно придется его решать. Но параноидная шизофрения, от которой страдают многие люди, – это реальное заболевание. И какими бы нереальными мы ни считали их убеждения, эта болезнь существует, и перед съемками я беседовал как с пациентами, так и с психиатрами. Еще одна тема, которую мы раскрываем, – вопрос, насколько ты болен по собственному мнению и насколько ты болен по мнению других людей».
Во вселенной Marvel Дэвид впервые появился в комиксе «Новые мутанты» (март 1985 года). Придумали его художник Билл Синкевич и писатель Крис Клермонт, создавший серию X-Men. По их замыслу Дэвид был ребенком Чарльза Ксавье и Габриель Хэллер, хотя Профессор так никогда и не знал о его существовании. В самом сериале мы не увидим никого из оригинальных людей Икс. Об этом уже заявил президент FX Джон Лэндграф. По его словам, все действие будет происходить в параллельной вселенной и любые переплетения здесь, попросту, невозможны. Не исключено, впрочем, что на этой основе Брайан Сингер когда-нибудь поставит одну из частей своих «Людей Икс».
Кроме Дэна в сериале появятся Рэйчел Келлер и МакКензи Грэй из «Фарго», Скотт Лоуренс («Сыны анархии») и прекрасная Обри Плаза («Парки и зоны отдыха»). Рэйчел сыграла подругу главного героя. «Режиссер познакомил нас с Келлер еще до начала съемок – мы вместе провели один день в Санта-Монике, пообщались, чтобы получше узнать друг друга, — рассказывает Стивенс. — Дело в том, что между нашими героями очень близкий контакт, но нет никаких объятий, поцелуев, они не могут даже просто коснуться друг друга. Притяжение между нами было просто необходимо, иначе бы не получилось никакой “химии”». По словам постановщика Ноя Хоули, сериал меньше всего похож на типичную историю, снятую по комиксам. Так он пытался отойти от идеи, что каждый конфликт можно решить только силой. Отчего герою не так уж и часто придется сражаться с помощью кулаков. Также стоит забыть о финальной битве и прочих комиксовых клише. Будет ли у сериала продолжение? «Я не могу сказать, станет ли этот сезон единственным или мы продолжим снимать, но я точно знаю, что Дэвиду приходится иметь дело с гораздо большим количеством проблем, чем те, которые мы показали в первом сезоне, — заявляет Стивенс. — Потенциал этой истории огромен».
Подготовила Лина Лисицына, по материалам BritShow.com, Okino.ua, Ivi.ru, Sncmedia.ru