Диана Арбенина: «Сцену я никогда не оставлю»

0

Датой создания группы считается 19 августа 1993 года. Именно тогда в Санкт-Петербурге произошло знакомство Дианы Арбениной и Светланы Сургановой.

Из Магадана в Питер

Автором большинства песен из репертуара коллектива была и остается Диана Арбенина. Свои первые стихи она написала, когда ее в молодости сбила машина. Отчим сказал девушке, что если она не будет соблюдать режим, то ноги срастутся неправильно, и Диана будет хромать. «Больше всего на свете я мечтала остаться хромой и одинокой, – вспоминает Арбенина. – Воображала себя с тросточкой, как пожилая Ахматова». Она сочиняла песни, потом, много лет спустя, они вошли в альбом «Первая пуля».

После школы Диана поступила в пединститут, на иняз. Это была часть маминого плана – преподавать русский иностранцам, удачно выйти замуж. Но планы эти строились в явном отрыве от реальности – Арбенина хотела вырваться из Магадана, где жила семья. Всю весну студентка-первокурсница повергала мать в отчаянье своими неожиданно возросшими претензиями. Она легко выпросила себе поездку в Питер, как говорилось тогда, на разведку – выбрать вуз, попытать счастья, приглядеться к питерской культурной жизни. В самолет садилась в белых лодочках, легком платье с плащиком наперевес.

Первое, что сделала Диана, прилетев в Пулковский аэропорт, зашла в туалет и поменяла ненавистное платье на джинсы и майку. С гитарой девушка не расставалась, порой играла в переходах, чтобы заработать денег. Вышла замуж за Константина Арбенина, вскоре развелась, но фамилию оставила. А 19 августа 1993 года подруга Виолетта Суровцева познакомила Диану со вторым «ночным снайпером», Светланой Сургановой. «У нас тут девица есть одна – педиатр, – сообщила Виола. – Тексты пишет замечательные и поет душевно. Еще на скрипочке играет, вот бы тебе ее послушать?!» – «Ну, вот, – подумала Диана, – еще мы всяких поющих педиатров не слушали!» Однако в гости пошла.

«Мы на огромной скорости вляпались друг в друга»

Дверь им открыла девушка в мужском халате, разодранных шлепанцах и с какой-то немыслимой прической на голове. Пока она варила кофе, Диана что-то тихо подбирала на гитаре. И не заметила, что вся квартира уже слушает ее. А потом спела и Сурганова. «Это было для меня стопроцентное попадание, снайперское. Я в первый раз такое услышала», – говорит Арбенина. Первая реплика, на которую Света отважилась потом, была прервана изречением Дианы: «Меньше говори – больше пой!» «Какая нахальная девица, ещё рот затыкает – первое, что я подумала о Диане, – вспоминает Сурганова. – Я тогда ещё не знала её своеобразную манеру выражаться. Оказывается, это был комплимент». «А у меня скрипка есть!» – проговорила Светлана тогда, выуживая из-под кровати футляр с инструментом. С первых же аккордов стало ясно, что гитара и скрипка должны звучать вместе.

Сурганова всегда занималась музыкой. Когда-то мама привела трехлетнюю Свету на первый урок, та открыла футляр, достала скрипку и смычок. Педагог Лидия Пименовна ей сказала: «Девочка, вот это канифоль. Ею надо канифолить смычок, чтобы струны хорошо звучали». Затем они со Светиной мамой начали оживленно общаться. «А я тем временем канифолью наяриваю смычок, – вспоминает Сурганова. – Канифолю я его, значит, канифолю. Минут пятнадцать они проговорили. Лидия Пименовна ко мне оборачивается – а я уже полканифолины сканифолила. А кто скрипач, тот знает: там же пару движений всего-то надо!» Это был первый опыт Светиной работы со смычком. «Так она все и делает – до основания», – поясняет Диана.

Написав несколько свеженьких аранжировок к песням «Тоска», «Лето», «Рубеж», Сурганова и Арбенина уже через неделю после знакомства стали лауреатами Второго всероссийского фестиваля авторской песни в Санкт-Петербурге. События завертелись так быстро, что в какой-то момент Диана испугалась. Она купила билет на поезд и уехала домой. «Я боялась потерять себя, раствориться в Светке. Мне казалось, что она уже залезла в меня по самые локти. В Магадане я думала, что так не бывает, люди не подходят друг к другу так близко, что твоя и чужая сути становятся неотделимыми!» Оказавшись дома, она снова окунулась в студенческую жизнь. Сердце ныло: «Это не мое, а мое там, в Питере!» 14 ноября внезапно приехала Светлана. Она сбежала с собственного дня рождения и улетела в Магадан за Дианой. Но грянул экономический кризис, и денег на второй обратный билет ей не хватило. Недолго думая, она пошла в местное казино и договорилась о вечерних выступлениях.

Название их дуэта родилось там же, в Магадане. Поздним вечером девушки шли из казино с футлярами от инструментов, усталые, но счастливые, не замечавшие ничего вокруг. Такси затормозило перед ними: «Девчонки вы на охоту или с охоты?» – крикнул таксист, принимая их футляры за охотничьи. «Мы с работы! – рассмеялись они. – Мы ночные киллеры!» Таксист испуганно газанул. Потом «киллеры» исчезли – появились «снайперы», но суть осталась: они больше не могли друг без друга. «Мы опять, в очередной раз, на огромной скорости вляпались друг в друга, – напишет потом Диана Арбенина. – У вас бывало, что один подумает о чем-то, а второй через секунду скажет об этом? А у нас было именно так, и мы могли сутками не разговаривать, потому что это не имело никакого смысла».

«Врали окружающим, что у нас все хорошо»

«Снайперизм – могуч, горюч и дерзновенен» – эта фраза была выведена сургановской рукой на кухне знаменитой питерской коммуналки, что на Плеханова. Крыша которой до сих пор является культовым местом встречи всех романтиков, кому не чужды постулаты «снайперизма». Настоящим первенцем группы принято считать двойной акустический альбом «Капля дёгтя в бочке меда», который вышел только в августе 1998. «Ночные Снайперы» спели, сыграли и зафиксировали весь материал с первого дубля – за два часа. В альбом вошло 27 песен, самая старая из которых «Я раскрашивал небо», а самая последняя – «На границе» была сочинена за месяц до записи.

До 2000 года группа была известна в узких кругах, но вышедший в 2001 году альбом «Рубеж» изменил эту ситуацию. «Снайперы» собрали электрический состав, а на роль лидера резко выдвинулась Диана Арбенина. Она взяла на себя общение с журналистами «от лица группы» и сочинение большей части нового репертуара. В альбоме «Цунами» перу Арбениной принадлежат все композиции. Слухи о разногласиях между Дианой и Светланой все чаще просачивались в прессу. Арбенина, как правило, комментировала эти сообщения достаточно резко, но в принципе не опровергала их.

«На начальном периоде в нашей истории все было хорошо, но ко времени выхода альбома “Цунами” в “Снайперах” сложилась очень нездоровая атмосфера, – рассказывает Арбенина. – А мы еще и врали окружающим, что у нас все хорошо. Хотя на самом деле даже не здоровались друг с другом. Света выходила на сцену, доставала скрипку, играла, получала зарплату и уезжала. Мы достали друг друга! И просто разбили банку, где сидели, извините, два таракана или муравья, это как хотите. И каждый потом пошел в своем направлении. И довольно успешно».

«Рок-н-ролл — самая естественная музыка»

Светлана собрала группу «Сурганова и оркестр», которая недавно отпраздновала десятилетний юбилей. «У нас замечательный коллектив! – говорит артистка. – Конечно, музыканты приходят и уходят, но назвать это текучкой кадров я не могу. За эти 10 лет ушло не так уж много людей. Что особенно приятно, люди возвращаются! В этом году произошло воссоединение коллектива: вернулся Валерий Тхай, который не сотрудничал с нами два года. Это основоположник коллектива “Сурганова и оркестр”, человек, который когда-то подхватил меня, в результате, из дуэта родился оркестр. Также к нам присоединился Михаил Тебеньков, который не сотрудничал с нами в течение года. На ритм-секции с нами работает барабанщик Сергей Соколов, бас-гитара Денис Сусин, Никита Межевич – клавиши, компьютерная обработка, бэк-вокал. Дмитрий Степанов – звукорежиссер. У нас появился еще один участник Николай Бондарев – режиссер по свету. Мы смогли позволить себе это не так давно, и сейчас, помимо качественного звука, идет еще и эмоциональное световое оформление песен».

Светлана уверена, что ей повезло, она ощущает себя человеком, который осознал свое призвание: «Я действительно занимаюсь своим делом, и это дело любимое. Осознание того, что я выполняю свою миссию, периодически то приходит, то отдаляется. Нужна постоянная внутренняя работа, духовный рост, профессиональное совершенствование. Пока во мне существует вопрос “а имею ли я право делать то, что я делаю?” – все хорошо, значит, есть развитие. Думаю, что никогда я не смогу упасть, низойти до самолюбования. Моменты, которые меня полностью устраивают, возникают крайне редко, но все-таки они есть: короткое отдохновение, и ты идешь дальше!»

Сурганову редко можно увидеть на телевидении, а вот Арбенину – наоборот. Она участвовала в шоу «Две звезды», была тренером в телепроекте «Голос страны». Правда, повторять подобный опыт не спешит: «Из-за этого проекта я себя оторвала от профессии. И за то время, пока я “сидела в телевизоре”, музыкой вообще не занималась, и моя группа забыла, как я выгляжу. Третий сезон я вообще не смотрела. Зачем? По поводу судейства Вакарчука могу сказать так. Мы встретились со Славой в аэропорту Симферополя, когда еще был первый сезон. И тогда он мне сказал, что никогда не примет участие в такого рода авантюре. И видите, что получилось? Но проект, конечно, сильный. А самое главное, Россия купила этот формат шоу только после Украины. Вот это радует».

В 2007 году вышла книга стихов Дианы «Дезертир сна». В 2008 – книга «Колыбельная по-снайперски», а весной 2012 года – новый сборник стихов «Аутодафе». Песни Арбениной использовали во многих саундтреках, она часто гастролирует. Однако все свободное время посвящает своим детям – Тёмке и Марте: «Когда мне было 25-27 лет, я была очень опрометчива в своих заявлениях и в поступках тоже. А сейчас я совершенно по-другому живу. И потом, я стала мамой, и мне хочется вырастить хороших людей. Мой мир перевернулся, дети очень дисциплинируют. Посмотрите на меня: я полна энергии. И эту энергию мне нужно передать моим малышам. Но сцену я никогда не оставлю. Это мой путь. И нужно понимать, что у детей есть своя дорога. Все, что ты можешь им дать, — это море любви. Потому что любовь — она защищает, то есть тем самым ты даешь им защиту. Главное — понять один закон, что дети тебе не принадлежат. Ты не имеешь права давить, душить, ломать своих детей».

В преддверии 20-летия группы Диана выпустила альбом «Акустика. Песни как они есть». Все, как в самом начале, — только голос и гитара. Своего рода попытка обыграть безжалостную прямолинейность времени и раствориться в искренности 20-летней выдержки. «В альбоме 25 песен. Я не могу существовать без акустики — это своего рода проверка того, чего ты стоишь», – говорит Арбенина. Она не жалеет, что когда-то выбрала именно рок-музыку: «Да вы что! Я 20 лет играю рок. В свое время мама говорила мне, мол, Диана, когда же ты наконец закончишь университет?! А я никого не слушала и играла, играла каждый день. И не соскочила до сих пор. Рок-н-ролл — самая естественная музыка, которая нужна любой стране».

Подготовила Лина Лисицына,
по материалам «ТелеШоу», Aprelpp.ru, «Сегодня», Kazan24.ru, «Ваш досуг»

Поделиться.

Комментарии закрыты