Доктор, исцелите звездные связки!

0

Сергей Панченко – человек, который, в прямом смысле, целитель и спаситель нашего вечно сверкающего многоголосого музыкального «сообщества». За помощью к доктору высшей категории Панченко обращаются Дмитрий Хворостовский, Филипп Киркоров, Лариса Долина, Григорий Лепс, Ани Лорак, Лайма Вайкуле и множество других звезд. Впрочем, для него они, кажется, и не звезды вовсе, а обычные добрые открытые люди с радостями и проблемами…

— Сергей Иванович, судя по фото в кабинете, вы полноценно даете раскрыться людям, для которых голосовые связки — не просто средство коммуникации, а их профессия, признание…

— Действительно, ко мне обращается много звезд. Почти у всех из них периодически возникают те или иные проблемы с голосом. Приходилось встречаться с Ани Лорак, Гайтаной, Ларисой Долиной, Владимиром Зеленским, Григорием Лепсом, Игорем Кондратюком, Тиной Канделаки, Лаймой Вайкуле, Игорем Лихутой, Виталием Козловским, Натальей Могилевской, Юрием Горбуновым, Микой Ньютон, Савиком Шустером, Светланой Лободой, Ольгой Крюковой… Даже с Дмитрием Хворостовским.

— Ого! Завидный хит-парад!

— Представьте, буквально недавно лечил Хворостовского: он давал два концерта на Украине, понадобилась помощь.

— А с чем чаще всего обращаются к вам публичные люди?

— Спортсмены, как вы понимаете, страдают от травм. А вот у артистов-вокалистов возникают нарушения голосовых связок. В связи с тем, что их голос постоянно подвержен нагрузкам.

Есть общепринятое лечение: как консервативное, так и хирургическое. Наша главная специфическая процедура — инстилляция (или вливание) в гортань различных лекарственных препаратов. В крайних случаях делаем и по два, и по три, и по четыре вливания. И перед концертом, и во время концерта, и после концерта…

— Даже во время концерта?!

— В антракте. Иногда приходится присутствовать и за кулисами.

— Наверное, это не совсем приятные процедуры?

— Никуда не денешься! Ведь бывают заболевания и посерьезнее. Не буду переходить на конкретные имена. Но скажу лишь, что некоторые артисты отрабатывают свои концерты «на пределе».

— И что может случиться, если исполнитель «на пределе»?

— Кровоизлияние в голосовую связку. Хотя правильное название этого органа — голосовая складка. Образно говоря, это синяк, наподобие того, какой бывает под глазом, когда лопнул сосуд. Ведь голосовые связки — это голосовые мышцы, причем с точной координацией движений. Получается, что от пианиссимо — самого тихого голоса — и до фортиссимо — громкого, певец развивает мощность звука в 130 децибел! А болевой порог слуха — порядка 120 децибел. При этом прирост мощности, энергии вырастает во много раз. На сегодня ни один прибор не может воспроизвести за столь краткий период времени такой мощный прирост громкости! Поэтому, соответственно, голос у некоторых исполнителей постоянно на пределе, подвержен «травмам».

— Вас всегда слушаются звездные пациенты? Нет ли у некоторых из них излишнего гонора?

— По своему опыту знаю: чем крупнее личность, тем менее у нее выражено чувство самовлюбленности, превосходства… Так называемая звездная болезнь. С большинством исполнителей-звезд общаться довольно легко. Вот СМИ пишут разное по поводу Филиппа Киркорова, например… Мол, и грубиян он, и прочее. Нет! Представьте, так сложились обстоятельства, что мне пришлось приехать к нему на консультацию вместе со своей дочкой. И Филипп сразу же усадил ее на колени, угостил фруктами. Все было легко и просто! У него, правда, не оказалось ничего серьезного — обычная простуда. Тем не менее, были назначены лечебные процедуры, которые поддерживают и стимулируют голосовые связки. Такие процедуры и дают возможность качественно отработать концерт.

— Часто говорят, что эстрада портит голос вокалиста. Согласны с этим?

— В определенной степени согласен. Может случиться потеря вокальной техники. При переходе из оперного академического вокала в эстраду нужно учитывать много параметров. А вокальное искусство — это не математика. Его по формулам не рассчитаешь, все иллюзорно. К каждому исполнителю нужен индивидуальный подход. Да, многие оперные певцы уходят в эстраду, и что? Тот же Николай Басков, разве так хорошо поет? Правда, как он поет оперу, я не слышал…

— Вы как врач, который знает реальную цену вокальному искусству, кого выделяете из исполнителей — именно по вокальным качествам?

— Из тех, кого слышал вживую, безусловно, Дмитрий Хворостовский. Ну, а что касается эстрады, то здесь трудно определиться. Мне, например, понравился Григорий Лепс. У него уникальный голос. Причем у него и голос, и манера пения антивокальная. По идее, так петь нельзя. Но слушается хорошо.

— А бывает, что в процессе лечения с тем или иным исполнителем у вас устанавливаются добрые дружеские контакты?

— Да, у меня со многими исполнителями дружеские отношения. С теми же «Кроликами» — Владимиром Данильцом и Владимиром Моисеенко. С исполнителями из ансамбля «Кобза» — они великолепные музыканты! С Ани Лорак мы просто и ровно общаемся.

— Каких рекомендаций, в первую очередь, исполнителю нужно придерживаться, чтобы сохранить природой данный голос?

— В первую очередь — правильный образ жизни. Здесь все просто: гигиена голоса. Перенапряжение, переутомление, частые простудные заболевания, курение, недосыпание, отрицательные эмоции, острая пища, газированные напитки — все это… не лучшее «лекарство» для голоса.

Екатерина Константинова,
«Зеркало недели»

Поделиться.

Комментарии закрыты