В свои «далеко за сорок» он и по сей день слывет в мировых СМИ вечно молодым актером. Причиной тому во многом являются его новые взгляды на развитие современного кинематографа. Так, например, Кьюсак считает, что будущее мирового кино далеко не за Голливудом, а за совместными производствами со странами, ранее мало известными мировому кино.
– Вы выступали в некоторых фильмах сразу в нескольких качествах: режиссера, сценариста, актера и продюсера. Насколько тяжело совмещать в себе все эти ипостаси?
– Все это с годами воплотилось из моей мечты делать что-то для кино. Понадобились долгие годы большого труда, прежде чем я достиг своего нынешнего уровня в кино, будь то в качестве сценариста или режиссера, актера и продюсера.
– В прошлом году на фестивале экшен-фильмов показали фильм с вашим участием «Шанхай». Почему он до сих пор не вышел в мировой прокат?
– Это все происходит из-за проблем с финансированием. К сожалению, он до сих пор не вышел в Америке. Хотя, на мой взгляд, это очень интересная история об агенте ЦРУ, который приезжает в Китай накануне Второй мировой войны. По сюжету он расследует убийство своего друга. Все это происходит на фоне борьбы мировых сверхдержав, которые раскинули в Шанхае свою агентуру и усиливают влияние в этом регионе накануне важнейших событий мировой истории. Этот фильм снимался в Таиланде, также я работал еще и в Болгарии и хочу сказать, что сейчас открывается новая модель производства кинопродукции. Она основана на совместных производствах. Это позволяет нам впитывать в себя другую культуру, таланты других кинематографий, как актерские, так и режиссерские. И конечно же, использовать производственную базу как съемочную площадку современных кинокартин.
– Вас как исполнившего главную роль в фильме «2012» нельзя не спросить: как вы сами относитесь к этой истерии и верите ли в конец света?
– Известно, что наш фильм произвел на многих впечатление, и после него разговоры о вероятном конце света усилились. Но я предпочитаю относиться к картине «2012» несколько иначе. Я думаю, что этот фильм не столько о конце света, сколько о перемене в сознании человека. А насчет непосредственно конца света – я не думаю, что он будет вообще.
– Известно, что вы едва не стали профессиональным бейсболистом. Как вы считаете, почему этот вид спорта так популярен в Америке, в то время как во всем остальном мире он не востребован?
– Бейсбол – это очень ассоциативный вид спорта. Часто отцы играют с детьми в бейсбол. В Америке этот вид спорта ассоциируется с отцами и отцовством. Эта игра медленно протекает и там надо много думать. Скорее, это больше традиция для Америки, как, например, крокет для британцев. То время, которое можно провести с родителями.
– Многие посмотрели фильм Вуди Аллена с вашим участием «Пули на Бродвее». Что вы можете сказать об этой своей работе?
– Мне очень повезло. В детстве у меня были свои кумиры, а повзрослев, когда я начал работать, у меня появилась возможность встречаться с ними. Так вот, Вуди Аллен был мим кумиром с детства. И большое счастье было для меня поработать в этой картине. Я смотрел его фильмы с десятилетнего возраста и был его самым большим фанатом. А попал я в его фильм следующим образом: у Вуди есть кастинг-директор, который занимается отбором актеров, а сам Вуди не занимается этим. Он просто выбирает человека и потом звонит. Так вот, в один из дней мне позвонил его агент и сказал, что я могу сняться в его фильме. Конечно же, я согласился.
– В 2012 году на экраны выйдет фильм «Ворон», где вы играете Эдгара По. Как вы готовились к этой роли и вообще как относитесь к творчеству этого писателя?
– Мы снимали фильм в России. Там был построен новый кинокомплекс. И в очередной раз это навело меня на мысль, что в будущем будут снимать именно интернациональные фильмы, то есть не только в Голливуде, а по всему миру. Еще мы снимали в Балтиморе, где жил писатель в сороковых годах XIX века. Для меня же огромная честь исполнять на экране роль писателя, который имел огромное влияние на американского читателя, и у которого была больная душа. Для меня стали большим душевным потрясением съемки одной из самых трудных и важных сцен фильма в Сербии. Когда съемки там закончились, я вздохнул с облегчением.
– Мистер Кьюсак, будучи актером, режиссером и продюсером, ищете ли вы новые таланты?
– Конечно. Когда я снимал фильм «Чернила для войны» в Болгарии, мы использовали местных болгарских актеров. При этом они были настолько замечательны, что мы отказались от услуг нескольких американских актеров в их пользу. Я считаю, что Голливуд перестал быть кинематографической монополией. В каждой стране есть свои замечательные и талантливые люди.
Константин Козлов,
«Литер»