Людмила Хитяева: «Герасимов выматывал нас до безумия»

0

В советское время за Хитяевой закрепилась слава создательницы образов мятежных, сильных, уверенных в себе женщин.

«На такую актрису зрители будут ходить в театр»

Людмила Хитяева родилась 15 августа 1930 года в Нижнем Новгороде. Воспитывалась она в «пуританской семье, где мораль была на пьедестале». По-другому и быть не могло: мать — Вера Ивановна — военврач 1-го ранга спасала раненных, вывозя их на судне «Пролетарий» из пылающего Сталинграда, отец – Иван Яковлевич — инженер-экономист, во время войны работал над выпуском танков на военном заводе. Хитяевы свою дочь любили, но держали в строгости. Да и время было тяжелое, не до баловства.

Спасением в трудные и голодные послевоенные годы для многих советских людей было кино, и Людмила не пропускала ни одного фильма с участием Любови Орловой, Людмилы Целиковской, Марины Ладыниной. Как хотелось им подражать! Как хотелось быть рядом с ними на экране! И мечта начала претворяться в жизнь.

Летом 1947 года Хитяева становится студенткой год назад открывшегося Горьковского театрального училища. Правда, на вступительных экзаменах комиссия не обнаружила в ней особых творческих способностей. Но зато все были в восторге от внешних данных девушки — ее стройной фигуры, выразительного лица и обворожительной улыбки. Тогдашний председатель комиссии Николай Левкоев принял решение: «Возьмем в училище эту красавицу — на такую актрису зрители будут ходить в театр». И он не ошибся.

На одном курсе с Хитяевой оказались будущие знаменитые артисты Владимир Вихров, Евгений Евстигнеев, Михаил Зимин, Александр Палеес, Михаил Мараш. Начались незабываемые студенческие годы: первые роли, спектакли, прогулки – и конечно же, романы, влюбленности. Многие студенты тайно страдали по красавице Хитяевой, по ее зеленым русалочьим глазам. А она выбрала однокурсника Сашу Белокринкина — статного, красивого, веселого парня. Вместе они играли дипломный спектакль по пьесе Горького «Мещане»: она — горничную Полю, он — машиниста Нила, которые по пьесе становятся супругами. А в жизни выпускники училища после свадьбы вместе были приглашены в драматический театр.

Однако начало творческого пути Людмилы не было радужным. На фотографии актрисы, хранящейся в архиве Нижегородского академического театра драмы, рукой режиссера написано: «Людмила Хитяева. Театральное училище окончила в 1951 году. В том же году поступила в театр. Очень медленно растет. Вряд ли когда станет героиней, хотя внешних данных больше чем достаточно. 1956 г., февраль». Но не прошло и трех месяцев, как судьба актрисы, которой было 25 лет, круто переменилась.

«Заголосила так, что покойник открыл глаза»

Весной в город приехала съемочная группа киностудии имени Горького на выбор натуры. Режиссер Исидор Анненский снимал фильм «Екатерина Воронина» по одноименному роману Анатолия Рыбакова. Искали актрису на главную роль. Ассистентка режиссера пришла в драматический театр на спектакль и увидела Хитяеву на сцене. Понравившуюся актрису она показала режиссеру, и тот утвердил ее на главную роль.

Съемки проходили в речном порту на Волге, и сама Хитяева позже вспоминала: «Как ни странно, у меня не было восторга от съемок, мне все не нравилось. Это было так не похоже на работу в театре. Да и эпизоды снимались не по порядку, а отдельными кусками. Но какие у меня были партнеры — сама Вера Пашенная, Мордюкова, Медведев, Малишевский».

Еще во время съемок «Екатерины Ворониной» на Хитяеву обратил внимание режиссер Сергей Герасимов и предложил ей роль Дарьи в своем фильме «Тихий Дон». Он утвердил актрису на эту роль без кинопроб, однако Людмила Ивановна от лестного предложения отказалась, так как была занята в спектаклях драматического театра и не хотела подводить труппу из-за предстоящих отъездов на съемки. Лишь телеграмма от директора киностудии, сообщившего, что сам Михаил Шолохов настаивает на ее участии в фильме, убедила Хитяеву дать согласие.

Снимали в станицах среди настоящих казаков — участников массовок. «Мне, как и всем моим партнерам по знаменитой киноэпопее, было не просто, — вспоминает Людмила Ивановна. — Но в то же время нам необыкновенно повезло работать под началом гениального советского кинорежиссера Сергея Аполлинарьевича Герасимова. Требовательного, но справедливого. Это сейчас режиссеры два-три дубля снимут и думают, что достаточно. Герасимов выматывал нас до безумия. Заставлял досконально изучать казачий говор, местные нравы, обычаи».

Хитяевой долго не удавался эпизод, где ее Дарье нужно было голосить над убитым мужем: «Трудно давалось мне причитание. Сначала оно какое-то “дохлое” было. Тогда ко мне приставили дородную местную казачку, и мы поехали с ней в соседний хутор, где умер какой-то дедушка и по нему голосили три старушки. “Послушай, ко всему присмотрись”, – напутствовала меня провожатая. И вот я наслушалась, насмотрелась и сама вошла в раж. И “на кого ты нас покинул”, и “как рано ушел”! Ни у одной из казачек – ни слезинки, а кричат так, что внутри все переворачивается. Плакальщицы уже давно замолчали, а я все рыдаю, остановиться не могу. Ночью так и не уснула. Наутро замотала опухшее лицо платком. Герасимов подошел, посмотрел на меня: “Вот сегодня у тебя все получится!” Включили камеру, и я заголосила так, что покойник – мой партнер – в гробу открыл глаза. Потом признавался взволнованно: “Людочка, извини, ради Христа, я подумал: вдруг сердечко не выдержит у тебя”».

Одна из самых сильных в «Тихом Доне» — сцена самоубийства Дарьи. Опять было нелегко, но снова помог Герасимов. «Мне долго не удавалось преодолеть страх воды, — признается Людмила Ивановна. — Ведь я несколько раз чуть не утонула на Волге. А Дон река еще коварнее. Помню, в первом дубле зашла в воду по колено, а илистое дно потянуло вниз, как магнит. Я как ошпаренная выскочила на берег. Герасимов пригласил лично для меня тренеров. Постепенно с их помощью училась плыть брассом. Упорно, в любую погоду, оттачивала навыки».

По сценарию Хитяева должна была сыграть самоубийство на острой психологической ноте, особенно в сцене прощания Дарьи с Дуняшей, младшей сестрой Григория Мелехова. На экране это заняло секунды: уже полностью уйдя под воду, героиня вдруг выныривает, кричит что есть мочи: «Прощай, Дуняха!» и опять камнем уходит в глубь. Снимали, конечно, дольше. «Дублеры доставили меня на место “гибели” на плоту. Надежду на то, что выживу, придавало напутствие Герасимова, мол, не бойся, там мелко, — смеется Хитяева. — Это только потом я узнала, что до дна было несколько метров».

За столом с Хрущевым

Фильм «Тихий Дон» имел огромный успех не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Актриса ездила с ним на фестиваль в Америку. Потом была еще одна яркая роль — разбитной Лушки в фильме «Поднятая целина», здесь актрису утвердил опять же сам Михаил Шолохов.

На приемах в Кремле Людмилу Ивановну приглашали за стол с Никитой Хрущевым. В 60-70-е годы, когда актриса отправлялась куда-либо на съемки или просто на отдых, командующие военными округами высылали за ней военные самолеты (делая это от души), в аэропортах встречали лимузины с охраной. В Гаграх для нее выделяли даже отдельный охраняемый пляж.

В Грузии однажды произошел очень показательный случай. Для презентации фильма «Кочубей» Людмила Хитяева, Константин Сорокин, Николай Рыбников и Алла Ларионова прибыли в Тбилиси. На вокзале встречала толпа людей. К вокзалу для артистов подали два автомобиля. В первый автомобиль села Хитяева, Ларионова – во второй. Рыбников и Сорокин слегка отстали от женщин. Тут автомобили, в которых находились актрисы, подняла на руки восторженная толпа грузин и понесла в направлении гостиницы, где должны были остановиться артисты. Рыбников и Сорокин уже издалека увидели эту картину. Они решили, что женщин похищают, и с криками побежали за ними, спасать. Но, разобравшись в чем дело, позволили поклонникам пронести знаменитых и любимых актрис несколько кварталов до гостиницы.

На фестивале в Афинах в самом дорогом греческом ресторане Хитяева пару раз танцевала с импозантным мужчиной. Ей тогда сказали – это же Онассис, самый богатый человек мира. Но на нее это не произвело большого впечатления: на приеме в США она встречалась с сыном Херста, знаменитого газетного магната.

В 1962 году Людмила Хитяева окончательно ушла из Горьковского драматического театра и переехала в Москву. Пришлось расстаться с мужем, Александром Белокринкиным, от которого актриса родила сына Павла. Сейчас, кстати, он занимается предпринимательской деятельностью в Таиланде. А в Америке у Людмилы Ивановны учится внук — изучает языки и мировую культуру.

У актрисы было множество поклонников, после развода с Белокринкиным она долго не хотела оформлять свои отношения официально. Но потом все же вышла замуж, и на этот раз ее избранником был человек не из артистической среды, а врач-уролог. Он умер вначале 70-х годов, однако вдовствовала Людмила Хитяева недолго: в 1975 году в ее жизни появился автогонщик Валерий. «Он очень страдал от того, что мы не поставили в паспортах печати, — говорит актриса. — А я ему сказала: “Печати ставят, чтобы дать имя ребенку, а у нас, голубчик, детей не будет: один сын у меня уже есть. И это меня вполне устраивает”. Мы прожили вместе 20 лет, но потом расстались – меня стало все в нем раздражать, я поняла, что просто его больше не люблю и посоветовала Валерию поскорее жениться на какой-нибудь женщине и завести ребенка. Он так и сделал».

«Мне жизнь подарила много ролей, много любви»

Хитяева много и успешно снималась в кино. В ее послужном списке такие популярные ленты, как «Евдокия», «Стряпуха», «Приваловские миллионы», «Цыган», «Русское поле», «Войди в каждый дом», «Шла собака по роялю», «Влюбленный манекен». «Божественная Солоха» в исполнении Хитяевой в фильме Александра Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки» — настоящий секс-символ времен Гоголя. В симпатичную толстушку влюблены все сельские мужчины, начиная от Головы и заканчивая Дьяком — «особой духовного звания».

Людмила Ивановна вспоминает, что на эту роль ее утвердили без проб, хотя она, по ее собственному мнению, категорически на нее не подходила: «Я была молоденькой и тоненькой, а нужно было играть женщину в возрасте, мать взрослого сына, поэтому меня слегка состарили и “уплотнили”. Например, надели много юбок и так называемых толщинок, чтобы получился настоящий украинский зад, а чтобы получился второй подбородок, мне приходилось сильно наклонять голову. Правда, глаза все равно остались молодыми и задорными, но Роу считал, что так и должно быть».

В общей сложности фильмография Хитяевой составляет около шестидесяти фильмов, многие из которых вошли в Золотой фонд советского кинематографа. Но известно, что, по причине занятости, она отказалась от предложений сняться во многих других картинах. Среди них – главная роль в фильме «Донская повесть» по Шолохову. Хитяева порекомендовала вместо себя никому не известную тогда Людмилу Чурсину. После той картины эта актриса сразу стала кинозвездой. Когда ей присваивали звание народной артистки, она отметила, что «путевку в жизнь» ей дала Хитяева.

Которую, кстати, Владимир Мотыль видел в роли Катерины Матвеевны – далекой зазнобы товарища Сухова из «Белого солнца пустыни». Но не стал даже предлагать ей эту роль именно из-за красоты актрисы. По мнению режиссера, Катерина должна была быть обычная внешне женщина, которую верный товарищ Сухов, тем не менее, любит, и которой не изменяет. И если была бы в этой роли Хитяева – опять же, зрителям было бы очевидно, почему Сухову и целый гарем Абдуллы на чужбине не нужен: из-за красавицы жены.

Сегодня актриса практически не снимается, отказывается от участия в сериалах. Предпочитает творческие встречи со зрителями и концерты, на которых читает любимых поэтов: Марину Цветаеву, Юлию Друнину и даже собственные стихи. «Я состоялась как артистка, как мать, как любимая женщина. Мне жизнь подарила много ролей, много любви, — говорит Хитяева. — Сегодня многие актеры без работы. А я не отчаиваюсь, не складываю крылышки: зрители до сих пор узнают меня на улицах, хоть фильмов новых у меня практически нет. Но у меня все-таки есть имя, и на творческих встречах до сих пор собираются полные залы».

Подготовила Лина Лисицына,
по материалам «Нижегородские новости», Gazeta.gmedia.kz, «Время», «Волгоградская правда»

Share.

Comments are closed.

Exit mobile version