Юрий Кара: «Сталин хотел в Крыму сделать Голливуд»

0

Режиссер рассказал о том, как его дочь сбрасывали на съемках в пропасть, почему Аксенов боялся приезжать в Крым и почему в его фильмах самые красивые женщины.

– В ваших фильмах очень много Крыма. Откуда эта любовь?

– В книге «Луна и грош» Сомерсет Моэм как раз разбирает похожий вопрос. Там врач один, еврей по национальности, приехал в Египет и сказал: «Я будто здесь родился». И остался там жить. Если верить людям, которые говорят о прошлых жизнях, то, вероятно, я здесь жил или здесь жили мои предки. У меня действительно какая-то генетическая любовь к этому краю, к этому климату. Он мне подходит: в меру сухой, в меру субтропический. Здесь красивая пахучая растительность. В Крыму во всех отношениях я чувствую себя комфортно.

– Когда вы приехали сюда впервые?

– В первый раз я был здесь ребенком. Было модно сюда ездить. Как в фильме «Три плюс два»: мы приехали дикарями, с палатками. Тем не менее – природа, море… А через некоторое время, когда я учился во ВГИКе и работал на студии Горького, приехал снова. Филиалом студии Горького была Ялтинская киностудия. Четыре фильма в год мы должны были снимать в Ялте, чтобы загрузить производство. Мэтрам было лень куда-то ездить и они посылали молодых. Меня в первый раз отправили туда, и я увидел способности этих людей, увидел, что они нормально, профессионально работают, ответственно подходят к делу. Сталин не дурак был, раз хотел в Крыму второй Голливуд сделать. Здесь есть практически все климатические зоны и можно снять что угодно. Я сам снимал здесь Югославию, Чечню, Магадан, сталинскую дачу в санатории «Украина» и даже Марс. И еще Испанию в фильме «Звезда эпохи», и Подмосковье – в симферопольском аэроклубе мы снимали праздник авиации для фильма «Завтра была война». Тогда меня поразило, что среди людей, которые были в массовке, некоторые были с фамилией Кара. Я понял, что мои предки отсюда.

– Как вы снимали ялтинский эпизод «Мастера и Маргариты»?

– К сожалению, это был самый простой эпизод. Воланд, недовольный Степой Лиходеевым, вышвыривает его не куда-нибудь, а в самый модный курорт Советского Союза: в Ялту. Степа, непонятно по каким измерениям перелетевший, оказывается в Ялте. Все-таки, это 30-е годы. Пришлось убирать антенны, новые катера, которые могли блеснуть не тем, чем надо. Мы расставили свою массовку в очень оригинальных костюмах 30-х годов. В общем, создали полный антураж. Думаю, Степе Лиходееву (Сергею Никоненко) было очень легко вжиться в эту атмосферу и сыграть. К сожалению, в Крыму получился только один съемочный день. Я больше планировал снимать: еще в Судаке. Но наши старания не прошли даром. Я знаю, что режиссерская группа, которая снимала после нас, использовала все наши места. И даже те три отверстия в скале, которые мы прорубили для крестов.

– Ваш крайний фильм «Гамлет» тоже снимался в Крыму…

– В Крыму есть все, даже псевдоготика. Фильм хотелось приблизить к Англии. Это все-таки Шекспир. На счастье, здесь есть Воронцовский дворец. Граф Воронцов обучался в Англии и привез оттуда архитектора. Сегодня благодаря сотрудникам музея атмосфера здорово сохранена. Конечно, мы снимали очень аккуратно. Предыдущий «Гамлет» тоже снимался здесь. Самое смешное, что съемочная группа использовала только одно место: туалет в восточном стиле, в котором Гамлет читал свой монолог «Быть или не быть». Мы же использовали практически все побережье, особенно для гонок.

– В «Гамлете» дебютировала ваша дочь. Как оцениваете ее работу?

– Один из эпизодов с ее участием – она играет Офелию – снимали на «Ласточкином гнезде». Именно там ее сбрасывают в пропасть. Были сложные каскадерские съемки. Дочери помогали каскадеры. Я считаю, что она вполне справилась с ролью. Другое дело, что у Юли тогда не было специального актерского образования. Она персонально занималась с педагогами из МХАТа. А так, Юля выпускница МГУ факультета журналистики. Работает сейчас по специальности. Ее приглашают на разные роли, но после Офелии тяжело опускаться до какого-то низкопробного сериала. Я надеюсь, что у нее еще будут достойные роли.

– Правда, что у вас в Крыму есть дача?

– Правда. Это была мамина дача. Домик находится практически в лесу. Это место, где я провожу творческие отпуска. Дороги нет и добраться туда никто, к счастью, не может. Это хорошо, потому что мне никто не мешает. Крымская природа, горный воздух, покой и тишина помогают сосредоточиться на сценарии и написать его гораздо быстрей, чем бы это получилось в Москве. Сценарии последних четырех фильмов я написал там.

– В ваших фильмах снимались самые красивые женщины. Как вам это удалось?

– Я им помогал стать красивыми. Когда я пригласил Анну Самохину, пробы многие проходили. В том числе и баронесса Гечмен-Вальдек. Правда тогда она была обычная крымская татарка. А сейчас – баронесса. Мне тогдашняя художница по костюмам сказала: «Ну чего вы стараетесь: грим ищите, костюмы. Все равно, из нее красавицу не сделаете». Мы не снимаем красавиц, мы их делаем. Это образ. Актер – одно из средств. Она же в парике была, с гримом. За костюмами я к Зайцеву ездил, к другим модельерам. В остальных фильмах она не такая эффектная. Важны усилия всей группы при создании образа, плюс работа оператора. У операторов даже анекдот есть. Один женился, а другой спрашивает: «Ну как, жена красавица?» – «Смотря как свет поставить».

– Почему в ваших фильмах так много советского?

– Мне повезло, потому что я учился у Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Они мне дали рекомендацию в партию. С этими мастерами в партии я бы и сейчас находился. Я никогда не отрекусь от своих учителей. Как та девочка из фильма «Завтра была война», которая не отреклась от своего отца, так и я не стану Павликов Морозовым. Герасимов умер, пришел Климов, который отрицал все, что сделал Герасимов, дескать, его идеи отжили. А мой первый фильм начинается с посвящения Сергею Герасимову. На студии сказали убрать, потому что, если узнает Климов, меня в порошок сотрут. Это было еще до моего конфликта с ним по «Мастеру и Маргарите». Я сказал, что своего духовного отца не предам.

– Какие у вас дальнейшие планы относительно Крыма? Может, новая картина?

– Да. Я сегодня как раз ездил защищать домик Чехова. Хочу снять фильм о Чехове. И его родину Таганрог, и Москву, где он работал, и Крым, где он провел последние годы. То, что существует его дом здесь – это очень важное явление для мировой цивилизации. Чехова любят и ценят во всем мире. Хочется показать писателя через наши фильмы.

– Когда мы увидим Чехова?

– Пока работаю над сценарием.

– Кто будет в роли писателя, уже придумали?

– Нет, пока думаю. Сложилось мнение, что Чехов был скучным и тщедушным. На самом деле, он был очень крепким, жизнерадостным и жизнелюбивым. В последние годы у него была чахотка. Но до этого он всю жизнь был очень энергичным, веселым, атлетичным. Хочу рассказать об этом интересном, полном жизни человеке.

Татьяна Авдашкова, Майк Львовски,
«Сегодня»

Share.

Comments are closed.