Мифы о Гиперборее

0

«За этими (Рипейскими) горами, по ту сторону Аквилона, счастливый народ (если можно этому верить), который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет… Светила там восходят только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем. Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса… там неизвестны раздоры и всякие болезни. Говорят, что они сеют утром, в полдень жнут, с заходом солнца собирают урожай с деревьев. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью, когда с какой-нибудь скалы они бросаются в море. Это – самый счастливый вид погребения». Плиний Старший, древнеримский писатель, «Естественная история»

Боголюбимый народ

Само название этой страны вечного блаженства и счастья, находящейся далеко на севере, – Гиперборея – переводится с древнегреческого языка как «Находящаяся за Северным ветром». Из центрального озера континента в разных направлениях вытекало четыре реки, благодаря чему сверху Гиперборея была похожа на щит с крестом.

Однако же современниками античного историографа гиперборейцы быть не могли: климат в приполярных областях в античное время мало отличался от сегодняшнего, поэтому истоки гиперборейской цивилизации, если она действительно существовала, уходят вглубь как минимум на 20 тысяч лет, во времена предшествующие ледниковому периоду.

Что касается местоположения Гипербореи и возможных путей ее обнаружения, то здесь античные писатели не отличались единством мнений. Диодор Сицилийский говорил об острове, лежащем в океане против «Земли кельтов» (Британии) и размером не уступающем Сицилии. Классик греческой поэзии Пиндар утверждал, что страна эта недоступна и «не добраться туда ни по суше, ни по морю». На что один из самых известных скептиков и насмешников античности Лукиан из Самосаты в своих «Морских разговорах» описал, как его корабль в тумане был поднят неведомой силой в воздух и причалил у парящего над землею острова, где находился круглый по форме храм Аполлона.

Кстати, согласно греческой мифологии, именно гиперборейцы построили храм Аполлона в Дельфах, откуда знаменитый оракул произносил пророчества, порой влиявшие на судьбы целых царств древнего мира.

В истории осталось имя Абариса – гиперборейского мудреца, жреца Аполлона, научившего греков музыке, философии, сложению поэм и гимнов. Согласно преданию, Абарис совершенно не нуждался в пище. Наряду с этим он владел древними фетишистскими символами: вороном, лавром и стрелой, на которой мог летать по воздуху. Поэтому современная наука считает Абариса не конкретной исторической личностью, а одним из мифологических воплощений Аполлона.

В 325 году до новой эры грек по имени Пифей предпринял попытку добраться до страны Туле: известно, что ему точно удалось достичь берегов Ирландии, а может быть доплыть и еще дальше. В пятом веке нашей эры о путешествии Пифея написал византиец Прокопий и сообщил, что страна Туле представляет собой остров в десять раз больше Британии и лежит севернее от нее. Живущие там тринадцать племен землю не возделывают, а живут исключительно охотой, причем шкуры зверей народы Туле используют в качестве одежды, но им нечем их скрепить, поэтому они в них просто заворачиваются. Либо что-то ужасное случилось с боголюбимым народом гиперборейцев, либо Пифей посетил не совсем ту землю, которую намеревался, и приплыл, судя по всему, в Скандинавию или на Кольский полуостров.

Гадания на картах

Другим косвенным доказательством существования земли на Крайнем Севере и того, что там могла быть высокоразвитая цивилизация, служат географические карты, изданные в конце Средневековья и начале Нового времени в Европе.

Первой из таких стала карта, составленная в 1459 году монахом ордена Камальгулов фра Мауро. На ней обозначены упомянутые еще Плинием Рипейские горы, расположение которых до сих пор еще точно не выяснено. Монах поместил их на севере Сибири.

В 1595 году англичанин Рудольф Меркатор, сын известного мореплавателя Герарда Меркатора, опубликовал географическую карту, составленную его отцом, на которой в районе Северного полюса изображен материк, а вокруг него можно обнаружить легко узнаваемые очертания северного побережья Евразии.

Однако наиболее известной и наиболее загадочной картой остается та, автором которой стал адмирал османского флота Пири Рейс. Нарисованная в Стамбуле в 1513 году, карта земли таит в себе множество загадок. Так, на ней с поразительной точностью изображена Южная Америка, открытая всего за двадцать лет до этого, а также Магелланов пролив и Антарктида. Но самое невероятное в том, что на карте Рейса удивительно верно определена географическая долгота объектов – допущенные ошибки не составляют и трех градусов. Определение широты не представляет собой трудной задачи: достаточно лишь измерить высоту Солнца над горизонтом в полдень; с долготой дело обстоит гораздо сложнее, для этого надо знать точное время, а надежные часы были изобретены лишь триста лет спустя после начертания Рейсом своей карты.

Точнее изобразил на своей карте Антарктиду французский картограф Оронт Фин в 1531 году. Единственным серьезным отличием шестого континента на его карте от подлинных его очертаний стало отсутствие Антарктического полуострова.

Изучив карты Рейса и Фина, ученые пришли к выводу, что оба они пользовались какими-то древними источниками. Рейс прямо указывает на несколько рукописей времен Александра Македонского, которые адмирал обнаружил в константинопольских книгохранилищах.

Страшный лаз для Железного Феликса

В разные времена предпринималось множество попыток локализовать Гиперборею. Ее помещали и на Таймыр, и на Урал, и в район Гренландии, и на отдельный остров в Северном Ледовитом океане. Но наиболее интересна история ее поисков на Кольском полуострове, куда 1922 году в район Ловозера и Сейдозера была отправлена экспедиция под руководством Барченко и Кондиайна. Цели у нее были самые обыкновенные: этнографические, геологические и географические. Известно, что идею об отправке исследователей в эти богом забытые места поддержал лично Феликс Дзержинский. Какое отношение эта экспедиция имела к возглавляемому им ведомству, так и осталось не выясненным. Но известно, что сразу по возвращении все материалы, собранные экспедицией, были переданы в НКВД и засекречены, а Барченко и Кондиайна вскоре репрессировали. Уже в наше время обнаружилось, что в ходе своих поисков экспедиция наткнулась на какой-то странный лаз, проникнуть в который мешал невероятно сильный страх, вдруг охвативший всех участников экспедиции. По воспоминаниям местного старожила, в те годы – мальчика, приносившего поисковикам хлеб и молоко, ощущение было такое, будто с каждого из них живьем сдирали кожу.

В наше время в этом районе также были сделаны неожиданные находки: камень идеальной кубической формы с длиной грани три метра, несколько сориентированных точно на север пирамид, стоящих почти идеальным треугольником. Самой впечатляющей находкой стало сделанное в скале изображение распятого человека, которое проживающие здесь саамы называют «старик Койву» и считают побежденным и вмурованным в скалу чужим богом. На поверку Койву оказался результатом очень долгого процесса водной эрозии, но вопросы о происхождении загадочного лаза и пирамид все еще остается открытым. Создали ли их издревле живущие в этих местах саамы, для которых район Сейдозера вообще является священным местом, где они хоронили своих шаманов, или другой, ныне исчезнувший народ – все это еще предстоит выяснить.

Уральские «арии»

Одной из наиболее важных причин столь стойкого интереса к Гиперборее является отсутствие окончательного ответа на вопрос о прародине индоевропейцев, о том, откуда пришли наши предки и являемся ли мы потомками высокоразвитой цивилизации древнего мира.

Термином «арии» для обозначения всех индоевропейских народов начали пользоваться члены общества «Аненэрбе», которые неутомимо, хотя и без всякого успеха, искали любое подтверждение существования северной земли Туле. Они считали, что именно там в древности должна была существовать высокоразвитая цивилизация, и оттуда пошли арийские, или «нордические», народы, представители «высшей расы».

В настоящее время одни ученые помещают прародину на средний Дунай, другие – в степи северного Казахстана, третьи – в северное Причерноморье. Однако в древнеиндийских «Ведах», возраст которых составляет более 6 тысяч лет, и древнеиранской «Авесте» встречаются описания полярного дня. То есть, древние арии воочию наблюдали солнце, не заходящее по нескольку дней, из чего можно сделать вывод, что если не весь народ, то какая-то его часть жила за полярным кругом. Другим подтверждением северного происхождения индоариев могут служить обнаруженные на Кольском побережье России и в других северных странах лабиринты, которые всегда признавались наиболее характерной чертой крито-микенской культуры, наиболее древней индоевропейской цивилизации средиземноморского региона. Достаточно вспомнить знаменитый Кносский лабиринт с его Минотавром. Кстати, есть мнение, что построивший его Дедал также был плененным гиперборейцем. Лабиринты на Кольском полуострове использовались исключительно для рыбной ловли: во время прилива их заполняла вода, в которой плавала рыба – во время отлива вода отступала, а рыба среди каменных стен уже не могла найти дорогу к морю.

На основании последних данных принято считать, что прародиной индоевропейских народов стал Средний Урал – место благоприятное в очень многих отношениях. Удобное географическое расположение вблизи крупных водных путей позволяло вести торговлю с восточными и с западными народами, а богатые недра гор давали то, чем можно было торговать, и послужили прообразом для античных преданий о медных дождях и золотых реках Гипербореи. Большинство исследователей склонны отождествлять упомянутые Плинием Старшим и еще некоторыми древними авторами Рипейские горы именно с Уральским хребтом. А описанные в древних текстах полярные дни и ночи праиндоевропейцы могли видеть за полярным кругом, куда они заходили в поисках новых товаров или торговых путей.

Просто жрецы

О существовании большого острова или целого материка в северной полярной области земного шара серьезные ученые стали задумываться в середине XIX века. Этот участок суши мог быть как автономным, так и представлять собой своего рода «мост» между Евразией и Северной Америкой. В наше время такие корифеи географической науки, как Яков Гаккель и Леонид Говоруха, отстаивали существование Арктиды, хотя считали ее не материком, а группой архипелагов. Согласно Гаккелю, в северных приполярных районах в конце четвертичного периода крупные участки суши существовали не только в пределах континентального шельфа, но и в океаническом бассейне. Положение подводных арктических хребтов указывает на то, что в свое время на их месте в океане располагались цепочки островов, которые вместе и составляли Арктиду. Остатками этой обширной системы являются Новосибирские острова и остров Врангеля. Также были окружены сушей Шпицберген, Канадский арктический архипелаг и Северная Земля. А над ними возвышались ныне подводные горные хребты Ломоносова, Менделеева и Гаккеля.

Однако естествознание категорически отвергает любые предположения о том, что Арктида была не только в какой-то степени цивилизована, но и вообще населена людьми. И дело здесь не только в том, что предполагаемое время существования приполярной суши совпадает с начальным этапом формирования человеческой цивилизации. Природные условия в этом районе были еще суровее, чем в настоящее время. Это также была эпоха ледникового периода, и составлявшие Арктиду острова и перешейки представляли собой опору для ледниковых куполов и шельфовых ледников. Поэтому, с научной точки зрения, ни о каких обитателях этого континента не может быть и речи.

Что же касается времени, когда Арктида ушла под воду, то здесь наука не дает определенного ответа. Различные ученые называют цифру от ста до шестнадцати тысяч лет назад. Есть мнение, что преграда в районе Восточно-Сибирского моря просуществовала довольно долгий период и скрылась под водой только 2500 лет назад, как раз во время наивысшего расцвета древнегреческой цивилизации.

Многие историки и философы категорически отвергают мнение о гиперборейцах как о какой-то высокоразвитой цивилизации. При этом они приводят факты, что Гипербореей в разных источниках названа и Македония, и итальянские Альпы. Что же касается самого слова «Гиперборея», то один из наиболее выдающихся советских антиков Алексей Федорович Лосев указал, что толкование этого слова как «за северным ветром» не сосем верно.

Ученый приводит такие доказательства: в календарях Крита, Македонии и Пергама имелся месяц «гипер-беретей» – месяц жатвы, связанный с культом Аполлона. В македонском языке название месяца тождественно со словом «гиперферей», которое в свою очередь близко слову «перфререй», означавшему «служитель Аполлона». Таким образом, «гиперборейцы» – не более чем служители культа Аполлона, его жрецы.

Сергей Ярцев, «Аэропорт» «За этими (Рипейскими) горами, по ту сторону Аквилона, счастливый народ (если можно этому верить), который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет… Светила там восходят только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем. Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса… там неизвестны раздоры и всякие болезни. Говорят, что они сеют утром, в полдень жнут, с заходом солнца собирают урожай с деревьев. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью, когда с какой-нибудь скалы они бросаются в море. Это – самый счастливый вид погребения». Плиний Старший, древнеримский писатель, «Естественная история»

Боголюбимый народ

Само название этой страны вечного блаженства и счастья, находящейся далеко на севере, – Гиперборея – переводится с древнегреческого языка как «Находящаяся за Северным ветром». Из центрального озера континента в разных направлениях вытекало четыре реки, благодаря чему сверху Гиперборея была похожа на щит с крестом.

Однако же современниками античного историографа гиперборейцы быть не могли: климат в приполярных областях в античное время мало отличался от сегодняшнего, поэтому истоки гиперборейской цивилизации, если она действительно существовала, уходят вглубь как минимум на 20 тысяч лет, во времена предшествующие ледниковому периоду.

Что касается местоположения Гипербореи и возможных путей ее обнаружения, то здесь античные писатели не отличались единством мнений. Диодор Сицилийский говорил об острове, лежащем в океане против «Земли кельтов» (Британии) и размером не уступающем Сицилии. Классик греческой поэзии Пиндар утверждал, что страна эта недоступна и «не добраться туда ни по суше, ни по морю». На что один из самых известных скептиков и насмешников античности Лукиан из Самосаты в своих «Морских разговорах» описал, как его корабль в тумане был поднят неведомой силой в воздух и причалил у парящего над землею острова, где находился круглый по форме храм Аполлона.

Кстати, согласно греческой мифологии, именно гиперборейцы построили храм Аполлона в Дельфах, откуда знаменитый оракул произносил пророчества, порой влиявшие на судьбы целых царств древнего мира.

В истории осталось имя Абариса – гиперборейского мудреца, жреца Аполлона, научившего греков музыке, философии, сложению поэм и гимнов. Согласно преданию, Абарис совершенно не нуждался в пище. Наряду с этим он владел древними фетишистскими символами: вороном, лавром и стрелой, на которой мог летать по воздуху. Поэтому современная наука считает Абариса не конкретной исторической личностью, а одним из мифологических воплощений Аполлона.

В 325 году до новой эры грек по имени Пифей предпринял попытку добраться до страны Туле: известно, что ему точно удалось достичь берегов Ирландии, а может быть доплыть и еще дальше. В пятом веке нашей эры о путешествии Пифея написал византиец Прокопий и сообщил, что страна Туле представляет собой остров в десять раз больше Британии и лежит севернее от нее. Живущие там тринадцать племен землю не возделывают, а живут исключительно охотой, причем шкуры зверей народы Туле используют в качестве одежды, но им нечем их скрепить, поэтому они в них просто заворачиваются. Либо что-то ужасное случилось с боголюбимым народом гиперборейцев, либо Пифей посетил не совсем ту землю, которую намеревался, и приплыл, судя по всему, в Скандинавию или на Кольский полуостров.

Гадания на картах

Другим косвенным доказательством существования земли на Крайнем Севере и того, что там могла быть высокоразвитая цивилизация, служат географические карты, изданные в конце Средневековья и начале Нового времени в Европе.

Первой из таких стала карта, составленная в 1459 году монахом ордена Камальгулов фра Мауро. На ней обозначены упомянутые еще Плинием Рипейские горы, расположение которых до сих пор еще точно не выяснено. Монах поместил их на севере Сибири.

В 1595 году англичанин Рудольф Меркатор, сын известного мореплавателя Герарда Меркатора, опубликовал географическую карту, составленную его отцом, на которой в районе Северного полюса изображен материк, а вокруг него можно обнаружить легко узнаваемые очертания северного побережья Евразии.

Однако наиболее известной и наиболее загадочной картой остается та, автором которой стал адмирал османского флота Пири Рейс. Нарисованная в Стамбуле в 1513 году, карта земли таит в себе множество загадок. Так, на ней с поразительной точностью изображена Южная Америка, открытая всего за двадцать лет до этого, а также Магелланов пролив и Антарктида. Но самое невероятное в том, что на карте Рейса удивительно верно определена географическая долгота объектов – допущенные ошибки не составляют и трех градусов. Определение широты не представляет собой трудной задачи: достаточно лишь измерить высоту Солнца над горизонтом в полдень; с долготой дело обстоит гораздо сложнее, для этого надо знать точное время, а надежные часы были изобретены лишь триста лет спустя после начертания Рейсом своей карты.

Точнее изобразил на своей карте Антарктиду французский картограф Оронт Фин в 1531 году. Единственным серьезным отличием шестого континента на его карте от подлинных его очертаний стало отсутствие Антарктического полуострова.

Изучив карты Рейса и Фина, ученые пришли к выводу, что оба они пользовались какими-то древними источниками. Рейс прямо указывает на несколько рукописей времен Александра Македонского, которые адмирал обнаружил в константинопольских книгохранилищах.

Страшный лаз для Железного Феликса

В разные времена предпринималось множество попыток локализовать Гиперборею. Ее помещали и на Таймыр, и на Урал, и в район Гренландии, и на отдельный остров в Северном Ледовитом океане. Но наиболее интересна история ее поисков на Кольском полуострове, куда 1922 году в район Ловозера и Сейдозера была отправлена экспедиция под руководством Барченко и Кондиайна. Цели у нее были самые обыкновенные: этнографические, геологические и географические. Известно, что идею об отправке исследователей в эти богом забытые места поддержал лично Феликс Дзержинский. Какое отношение эта экспедиция имела к возглавляемому им ведомству, так и осталось не выясненным. Но известно, что сразу по возвращении все материалы, собранные экспедицией, были переданы в НКВД и засекречены, а Барченко и Кондиайна вскоре репрессировали. Уже в наше время обнаружилось, что в ходе своих поисков экспедиция наткнулась на какой-то странный лаз, проникнуть в который мешал невероятно сильный страх, вдруг охвативший всех участников экспедиции. По воспоминаниям местного старожила, в те годы – мальчика, приносившего поисковикам хлеб и молоко, ощущение было такое, будто с каждого из них живьем сдирали кожу.

В наше время в этом районе также были сделаны неожиданные находки: камень идеальной кубической формы с длиной грани три метра, несколько сориентированных точно на север пирамид, стоящих почти идеальным треугольником. Самой впечатляющей находкой стало сделанное в скале изображение распятого человека, которое проживающие здесь саамы называют «старик Койву» и считают побежденным и вмурованным в скалу чужим богом. На поверку Койву оказался результатом очень долгого процесса водной эрозии, но вопросы о происхождении загадочного лаза и пирамид все еще остается открытым. Создали ли их издревле живущие в этих местах саамы, для которых район Сейдозера вообще является священным местом, где они хоронили своих шаманов, или другой, ныне исчезнувший народ – все это еще предстоит выяснить.

Уральские «арии»

Одной из наиболее важных причин столь стойкого интереса к Гиперборее является отсутствие окончательного ответа на вопрос о прародине индоевропейцев, о том, откуда пришли наши предки и являемся ли мы потомками высокоразвитой цивилизации древнего мира.

Термином «арии» для обозначения всех индоевропейских народов начали пользоваться члены общества «Аненэрбе», которые неутомимо, хотя и без всякого успеха, искали любое подтверждение существования северной земли Туле. Они считали, что именно там в древности должна была существовать высокоразвитая цивилизация, и оттуда пошли арийские, или «нордические», народы, представители «высшей расы».

В настоящее время одни ученые помещают прародину на средний Дунай, другие – в степи северного Казахстана, третьи – в северное Причерноморье. Однако в древнеиндийских «Ведах», возраст которых составляет более 6 тысяч лет, и древнеиранской «Авесте» встречаются описания полярного дня. То есть, древние арии воочию наблюдали солнце, не заходящее по нескольку дней, из чего можно сделать вывод, что если не весь народ, то какая-то его часть жила за полярным кругом. Другим подтверждением северного происхождения индоариев могут служить обнаруженные на Кольском побережье России и в других северных странах лабиринты, которые всегда признавались наиболее характерной чертой крито-микенской культуры, наиболее древней индоевропейской цивилизации средиземноморского региона. Достаточно вспомнить знаменитый Кносский лабиринт с его Минотавром. Кстати, есть мнение, что построивший его Дедал также был плененным гиперборейцем. Лабиринты на Кольском полуострове использовались исключительно для рыбной ловли: во время прилива их заполняла вода, в которой плавала рыба – во время отлива вода отступала, а рыба среди каменных стен уже не могла найти дорогу к морю.

На основании последних данных принято считать, что прародиной индоевропейских народов стал Средний Урал – место благоприятное в очень многих отношениях. Удобное географическое расположение вблизи крупных водных путей позволяло вести торговлю с восточными и с западными народами, а богатые недра гор давали то, чем можно было торговать, и послужили прообразом для античных преданий о медных дождях и золотых реках Гипербореи. Большинство исследователей склонны отождествлять упомянутые Плинием Старшим и еще некоторыми древними авторами Рипейские горы именно с Уральским хребтом. А описанные в древних текстах полярные дни и ночи праиндоевропейцы могли видеть за полярным кругом, куда они заходили в поисках новых товаров или торговых путей.

Просто жрецы

О существовании большого острова или целого материка в северной полярной области земного шара серьезные ученые стали задумываться в середине XIX века. Этот участок суши мог быть как автономным, так и представлять собой своего рода «мост» между Евразией и Северной Америкой. В наше время такие корифеи географической науки, как Яков Гаккель и Леонид Говоруха, отстаивали существование Арктиды, хотя считали ее не материком, а группой архипелагов. Согласно Гаккелю, в северных приполярных районах в конце четвертичного периода крупные участки суши существовали не только в пределах континентального шельфа, но и в океаническом бассейне. Положение подводных арктических хребтов указывает на то, что в свое время на их месте в океане располагались цепочки островов, которые вместе и составляли Арктиду. Остатками этой обширной системы являются Новосибирские острова и остров Врангеля. Также были окружены сушей Шпицберген, Канадский арктический архипелаг и Северная Земля. А над ними возвышались ныне подводные горные хребты Ломоносова, Менделеева и Гаккеля.

Однако естествознание категорически отвергает любые предположения о том, что Арктида была не только в какой-то степени цивилизована, но и вообще населена людьми. И дело здесь не только в том, что предполагаемое время существования приполярной суши совпадает с начальным этапом формирования человеческой цивилизации. Природные условия в этом районе были еще суровее, чем в настоящее время. Это также была эпоха ледникового периода, и составлявшие Арктиду острова и перешейки представляли собой опору для ледниковых куполов и шельфовых ледников. Поэтому, с научной точки зрения, ни о каких обитателях этого континента не может быть и речи.

Что же касается времени, когда Арктида ушла под воду, то здесь наука не дает определенного ответа. Различные ученые называют цифру от ста до шестнадцати тысяч лет назад. Есть мнение, что преграда в районе Восточно-Сибирского моря просуществовала довольно долгий период и скрылась под водой только 2500 лет назад, как раз во время наивысшего расцвета древнегреческой цивилизации.

Многие историки и философы категорически отвергают мнение о гиперборейцах как о какой-то высокоразвитой цивилизации. При этом они приводят факты, что Гипербореей в разных источниках названа и Македония, и итальянские Альпы. Что же касается самого слова «Гиперборея», то один из наиболее выдающихся советских антиков Алексей Федорович Лосев указал, что толкование этого слова как «за северным ветром» не сосем верно.

Ученый приводит такие доказательства: в календарях Крита, Македонии и Пергама имелся месяц «гипер-беретей» – месяц жатвы, связанный с культом Аполлона. В македонском языке название месяца тождественно со словом «гиперферей», которое в свою очередь близко слову «перфререй», означавшему «служитель Аполлона». Таким образом, «гиперборейцы» – не более чем служители культа Аполлона, его жрецы.

Сергей Ярцев,
«Аэропорт»

Поделиться.

Комментарии закрыты