Большинство примет, в которые мы сегодня верим, берут свои истоки в древности или в средневековье и связаны с конкретными историческими событиями, обычаями, условиями жизни и т.д.
Пир на весь мир!
«Сваха, войдя в дом, должна руки у печи погреть, чтоб сговор чисто да гладко прошел». Согласно верованиям древних славян, печь — не только оберег дома, но и обитель душ умерших родственников, и прикасаясь к ней ладонями, сваха отдает дань уважения и дому, и почившим предкам. С бытовой точки зрения смысл приметы таков: поскольку, по традиции, сватались либо поздней осенью, либо ранней весной, на улице было довольно холодно, и свахе, вошедшей с мороза в теплую избу, действительно требовалось отогреть руки, а уж потом начинать переговоры с хозяевами дома.
«В мае жениться — всю жизнь маяться». В старину свадьбы чаще всего играли осенью — в это время с должным размахом отпраздновать этот знаменательный день было гораздо легче, чем весной, особенно в мае, когда прошлогодние запасы продовольствия практически исчерпаны. Да и посевная, пик которой приходился именно на май, не позволяла отвлекаться надолго — ведь пропустив подходящий для сева день, люди рисковали остаться с пустыми закромами, вследствие чего утратить спокойствие и благосостояние надолго.
«По мосту на венчанье ехать — к трудностям в дороге». Чтобы понять причину возникновения этого суеверия, следует вспомнить, что деревянные мосты не обладали большим запасом прочности, потому вполне могли не выдержать веса свадебного кортежа, тем самым порождая обещанные «трудности в дороге».
«Чтобы брак был счастливым — перед свадьбой невесте обязательно надо поплакать». Подготовка к свадебному обряду — действо довольно напряженное, как физически, так и морально. И с целью сведения к минимуму стресс-фактора, волю слезам лучше дать до венчания — чтобы не расплакаться в самый ответственный момент во время проведения обряда.
Мой дом – моя крепость!
«Выпал из печи кирпич — не к добру». В старину печь считалась одним из главных символов дома, местом связи с внешним миром, оберегом, защищающим строение от злых сил, болезней, наговоров и т.д., которые, в случае нарушения целостности печи, получали возможность проникновения в дом. С бытовой точки зрения эта примета объясняется так: выпадение кирпича из печи может привести либо к пожару, либо к последующему разрушению самой печи, и, как следствие — к немалым убыткам, а то и к смертельному исходу.
«В доме свистеть нельзя — не будет денег». Наши предки полагали, что свистом переговаривается нечистая сила. Насвистывая, человек может вступить с ней в контакт, тем самым приглашая ее в свой дом. Призванная таким образом нечисть обязательно будет чинить пакости и неприятности, в том числе и в виде иссушения источников достатка.
«В доме передний угол трещит — беды хозяину сулит». По мнению наших предков, углы — обитель домового, потому различные звуки, доносившиеся из углов дома, трактовались как предупреждение о грядущих проблемах. Однако эта примета имеет и другой смысл: когда углы дома по какой-либо причине оседают — раздается треск, потому хозяину обязательно следует обратить внимание на состояние строения, иначе беда будет грозить и ему, и всем домочадцам.
«В новом доме потолки год не белят». Дело в том, что в течение года многие строения дают усадку, вследствие чего и стены, и потолок слегка деформируются, а значит, побелка может начать осыпаться и через некоторое время потолок все равно придется белить заново.
«На пороге сидеть — к болезни». У этой приметы, помимо мистического объяснения (порог — место обережное, под ним наши предки порой хоронили прах усопших родственников, чтоб их души охраняли вход в жилище), существует и бытовое: сидя у открытой двери, на сквозняке, да еще на расположенном близко к холодной сырой земле пороге, легко можно простудиться.
Счастливого пути!
«Вернувшись с полпути домой, следует посмотреться в зеркало и показать себе язык либо же заглянуть под половичок у двери». Согласно верованиям наших предков, нечисть гнездится под половиком и находится за левым плечом человека. Дабы отпугнуть ее, следует сделать обережный жест (показать язык) перед зеркалом, а также пошевелить половичок. Кроме того, можно сменить какую-либо деталь одежды (шляпу или галстук), тем самым как бы аннулируя неудавшуюся попытку выйти из дому и начиная путь заново.
«Идя по следу человека, можно забрать себе его силу». Мистическое объяснение данной приметы таково: после того, как след человека кто-либо затопчет, он лишается защиты. С обыденной же точки зрения человек, идущий за кем-либо (например, по глубокому снегу), прилагает гораздо меньше усилий, чем прокладывающий путь.
«Споткнуться о порог — к ссоре». Эта примета, порой толкующая спотыкание как результат стороннего вмешательства, вполне объяснима и с психологической точки зрения: споткнувшийся человек редко может сохранить положительный настрой, а если при этом он еще и упадет — напряженная атмосфера (разрядкой которой вполне может быть ссора) в доме гарантирована.
«Перед дорогой нужно подержаться за угол стола». Наши предки почитали стол священным предметом, «ладонью божьей». Приписывалась этому предмету и способность оберегать путников от различных неудач, потому, отправляясь в дальнюю дорогу, следовало поцеловать центр стола; если же путешествие предстояло краткое — достаточно было просто подержаться за один из углов, обращенных к дому. Тем самым путники заручались поддержкой и стола-престола, и самого дома.
«Отправляясь в дальний путь, попасть под дождь — к удаче в странствиях». Суеверие возникло во времена язычества, когда дождю приписывалась способность смывать с человека все хвори и печали, а также способствовать плодородию земли и удаче во всех делах, начало которых будет окроплено небесным молоком.
Как видите, у каждого суеверия есть свои корни, о которых мы уже давно забыли, а потому приметы кажутся нам окутанными ореолом мистики и волшебства. Но, как говорится в Библии: «Каждому достанется по вере его!» Вот и решайте, во что вы будете верить, а во что нет…
Источник: http://Molomo.ru