Путешественники еще несколько веков назад нарекли Африку черным континентом. Однако далеко не все народности этого материка и близких к ней островов – обладатели темной кожи. Когда-то здесь жили племена, которые внешним видом напоминали европейцев. Они давно исчезли, оставив после себя немало загадок о своем происхождении.
Испанские мореплаватели, уже знакомые с африканскими племенами, прибыв на Канарские острова в 1402 г., были потрясены, когда увидели, что они населены светловолосыми голубоглазыми людьми — гуанчами. Аборигены ничем не отличались от жителей Европы, причем северной ее части – славян-поморов, шведов…
Впрочем, первое удивление быстро прошло. И ретивые конкистадоры принялись методично и жестоко истреблять местных жителей. К сожалению, жадные до чужих богатств и не знающие жалости испанцы, не без труда, но все-таки уничтожили одно из самых загадочных племен, когда-либо живших на Земле. и
Язык свиста и канарские мумии
Загадка первая. Учитывая нехарактерный для этой области цвет кожи гуанчей, некоторые исследователи утверждают, что это племя является остатками древнего кроманьонского населения Европы и Северной Африки, сохранившегося еще с палеолитических времен. Мол, оно попало на Канары в период великого переселения народов. Однако противники этой версии замечают, что гуанчи никогда не строили даже самые примитивные плавучие средства. Даже рыбу они ловили с берега на крючок или загоняли косяки руками в сети. Правда, гуанчи хорошо плавали. Но это ничего не проясняет, так как самые близкие к Африке острова из Канарского архипелага все же значительно удалены от материка.
Еще одно противоречие в жизни гуанчей заключается в том, что это белокожее племя по уровню своего развития находилось в каменном веке — огонь они добывали трением, зерно перетирали на каменных жерновах, а топоры делали из обсидиана — темной вулканической породы. При этом загадочные жители Канар уже обладали письменностью, которая до сих пор не расшифрована! Их письмена – это наскальные надписи в виде кругов, эллипсов, зигзагов.
Уникален и язык белокожего племени. Исследователи находили общие черты между его наречием и языками африканских берберов. Но в последнее время лингвисты пришли к выводам, что эти совпадения случайны, и язык гуанчей не находится в родстве ни с одним из 300 диалектов берберов. Вообще среди известных сегодняшним лингвистам языков мира найти «родственников» языку гуанчей не удается…
Феномен канарцев – потрясающий язык свиста. Гуанчи могли переговариваться на нем на расстоянии, превышающем 15 км. Аборигены исчезли, но язык свиста, получивший у лингвистов название «сильбо Гомера» (так как он сохранился только у жителей острова Гомера), жив до сих пор, вызывая изумление у тех, кто пытается понять столь необычный способ передачи информации на расстоянии.
Существует еще одна удивительная загадка гуанчей — они умели мумифицировать умерших людей. Подобное умели только египтяне, инки и муиски (племена в древней Колумбии). Откуда знания о мумифицировании появились на Канарских островах — неизвестно…
Строители пирамид?
Загадки гуанчей не дают покоя многим ученым и исследователям. Знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал также занимался изучением этого таинственного племени. Началось все с того, что однажды по почте ему прислали письмо с фотографиями, сделанными на Тенерифе, на которых были запечатлены странные холмы, похожие на пирамиды. Автор письма утверждал, что это следы деятельности инопланетян.
Хейердал в фантастическое происхождение холмов-пирамид не поверил, но очень ими заинтересовался и оправился на Тенерифе. В городке Гуимар он увидел эти странные сооружения и сразу же предположил — они имеют отношение к гуанчам. Хейердал попытался заинтересовать этими пирамидами местных археологов, но те ответили, что давно знают об их существовании, и пришли к выводу, что это обыкновенная груда камней.
Но упорный Хейердал не сдавался. Он обратился к астрономам, и те установили, что пирамиды ориентированы строго по солнцу. Одна линия пирамид совпадает с линией зимнего солнцестояния, а другая — летнего. По подобным принципам строились зиккураты в Древней Месопотамии, похожие насыпные гробницы есть на острове около Сицилии и на Сардинии. Все это свидетельствовало о том, что гуимарские холмы действительно являются творением человеческих рук.
Хейердал начал раскопки и доказал — пирамиды действительно построены гуанчами. Норвежец так прикипел душой к этим местам, что поселился на Тенерифе. Вот только разгадать секреты загадочных жителей Канаров не удалось и ему.
Жестокое истребление
С момента ступления испанцев на берега Канарских островов начинается один из позорнейших периодов в истории этой страны. Кастильские конкистадоры всеми силами взялись за истребление местных жителей. Здесь вызывает огромное удивление тот факт, что завоевание Канарских островов и уничтожение племени гуанчей продолжалось не одно десятилетие, в то время как многие народности были стерты испанцами с лица земли за считанные годы. Это особенно поразительно, так как оружием гуанчей служили лишь каменные топоры и деревянные пики.
Но они всегда сражались до конца. Если и сдавались, то только ради спасения женщин и детей. Даже женщины-гуанчи были настолько смелы и сильны, что сбрасывали с вершин в ущелья вооруженных солдат-испанцев. Война была поистине жестокой — армия канарцев уменьшилась с 14 тыс. до 600 человек. А в своей последней битве большинство гуанчей бросились в пропасть, будучи окруженными превосходящими силами противника. Но в горах Тенерифе партизанская война продолжалась до конца 1495 г. Сражались бы гуанчи и дольше, если бы их армию не выкосила чума, занесенная испанцами на остров.
Тайна Каддафи
Кроме гуанчей, ученым не дают покоя белокожие светловолосые люди, жившие среди достаточно темнокожего населения на северо-западе Африки, преимущественно в горной местности, — гараманты.
После свержения ливийского лидера Муамара Каддафи, с 2011 г. археологи взялись за тщательное изучение великой ирригационной системы этого народа, проложенной в сердце Сахары.
Вполне вероятно, что во времена Гарамантиды в пустыне был чуть более мягкий климат. Об этом говорит хотя бы тот факт, что всю караванную торговлю и военные походы в Сахаре совершали на лошадях! Знаменитые корабли пустыни, т.е. верблюды, начали пользоваться массовым спросом среди караванщиков и торговцев Северной Африки только в IV–V веках н. э.
Ученые заинтересовались постройками гарамантов после того как в распоряжение научно-исследовательской группы из Университета Лестера попали результаты аэрофотосъемки и снимки со спутников, полученные во время ливийской военной кампании.
Ибо, прежде чем отправлять самолеты на Ливию, Триполи и обширные окрестности были тщательно сфотографированы НАТО на предмет обнаружения средств ПВО и позиций войск, подвластных Муаммару Каддафи. Военные нашли то, что им нужно. Ну а ученые-европейцы заново открыли Гарамантиду. Вместе с тем, сам Каддафи давно знал о гарамантах и проявлял большой интерес к народностям, некогда жившим на территории современной Ливии. Музей древних построек этого народа под открытым небом исправно принимал посетителей в городке Джерма (стоит на месте бывшей столицы Гарамантиды – Гарамы). К несчастью, он был основательно разграблен повстанцами по время боевых действий. А археологические раскопки в ливийской части Сахары ведутся с 30-х гг. XX в.
Ученые из Европы полагали, что Каддафи не давал им возможности исследовать гарамантов, в первую очередь, потому что он якобы скрывал систему ирригации Сахары, полагая, что информация о водных запасах Ливии является стратегической.
Кроме того, на протяжении 27 лет низвергнутый ливийский лидер строил грандиозный водопровод: его длина превышает 2 тыс. км. На его создание было потрачено более 30 млрд. долл. Основой для «восьмого чуда света» XXI в. послужили четыре огромных подземных резервуара, которые достались в наследство Ливии именно от древней цивилизации гарамантов.
Об их государстве известно очень мало, и то, преимущественно из трудов древнегреческих и древнеримских историков и географов. Но Страбон, Плиний и Геродот оставили крайне противоречивые сведения об этих древних жителях Африки с белой кожей.
Откуда пришли гараманты, неизвестно. Антропологический анализ останков из могильников в районе долины Аль-Аджаль показал: это были люди европеоидной расы, причем, средиземноморского типа. Возможно, это были эгейцы, сарды или даже этруски. На наскальных рисунках, сохранившихся на горных склонах Акакуса, гараманты изображены как высокие синеглазые длинноногие люди в белых одеждах и красных плащах. Вот они обрабатывают почву, натягивают луки, запрягают колесницы. Последние, кстати, по конструкции невероятно похожи на эгейские.
На основе изображений исследователи сделали вывод, что когда-то обитатели Средиземноморья снялись с насиженных мест и перебрались в пустыню. Почему они согласились на столь невыгодный обмен, науке неведомо. Некоторые историки предположили, что гараманты бежали сюда после грандиозной катастрофы – извержения вулкана Санторин, который уничтожил крито-микенскую цивилизацию.
Обосновавшись посреди Сахары, переселенцы сумели неплохо устроиться.
А начиналось все с небольших оазисов в долине Аль-Аджаль. Она и сегодня богата подземными источниками, благодаря которым возможно развитие местного сельского хозяйства. Но 3 тыс. лет назад климат здесь был лучше, если вообще уместно говорить о благоприятной погоде в условиях пустыни. Во всяком случае, «рапорты» Геродота и Страбона позволяют это предполагать. Если верить греческому географу, то ежегодный прирост жеребят в Гарамантиде составлял 100 тыс. голов. Такой табун нужно было где-то пасти.
Кроме того, прямо посреди пустыни гараманты умудрялись выращивать инжир, миндаль, гранаты, оливы, финики, виноград и пшеницу.
Гигантский водопровод
Секрет аграрных успехов древних жителей Африки прост и невероятен одновременно: они не только обнаружили подземные источники и реки долины Аль-Аджаль, но и сумели включить их в единую ирригационную систему!
От гор тянутся цепочки едва приметных холмиков – это входы в фоггары – подземные галереи, дренировавшие влагу водоносных горизонтов и направлявшие ее к оазисам. Находясь в фоггарах, вода не испарялась, что особенно важно в пустыне.
Строительство этих подземных галерей требовало невероятно сложных инженерных расчетов и очень тщательного исполнения. Потому как для того, чтобы фоггары могли исправно выполнять свои функции, их надлежало строить так, чтобы по всей их длине неукоснительно соблюдался равномерный перепад высот. Причем перепад ничтожный – в 1-2 мм. И все это – вручную, а общая протяженность тоннелей составила примерно 1600 км.
Современные исследователи насчитали в долине Аль-Аджаль 200 фоггар. Две из них исправно работали еще в 50-е гг. XX в.
Именно запасы воды позволили гарамантам в конечном итоге стать торговым центром древности и наладить транссахарскую торговлю.
Геродот писал о стратегическом маршруте, разработанном гарамантами: он пролегал через пустыню, связывал побережье Атлантики с Египтом, Аравией и странами Леванта. На всем его протяжении были расположены колодцы — в десяти днях пути друг от друга. Этот путь нелегко было пройти, зато он связывал Гарамантиду практически со всем цивилизованным древним миром.
От сборов с караванов, налогов на пальмы, соль и торговлю на рынках, а также от государственных монополий Гарамантида ежегодно получала средства, сравнимые с бюджетом некоторых современных африканских государств.
Как водится, конец древней цивилизации приходит, когда на ее богатства покушается мощный соперник. Государство гарамантов приглянулось Риму. И он решил взять его силой. Правда, римляне не предполагали, что военные действия растянутся на два столетия. Появившись на границах Гарамантиды во II веке до н. э., они сумели подчинить себе страну лишь в 19 г. до н. э.
Но окончательно разрушили некогда великую цивилизацию арабы: в 642 г. они штурмом взяли Гараму – столицу Гарамантиды, царя пленником увезли в Египет, его наместников казнили, армию уничтожили.
Но что же сталось с местными жителями? Еще одна большая загадка: в летописях и хрониках о них перестали упоминать с VII в. Вероятно, гараманты смешались с другими народами. Например, туареги, населяющие ныне Ливию, Алжир, Марокко, Буркина-Фасо и пр., считают гарамантов своими прародителями. У них «на руках» – неоспоримое доказательство: туареги умеют читать надписи на гарамантском языке, сохранившиеся в виде петроглифов на склонах Акакуса. Правда, читать читают, а понимать – не понимают. Да и не мудрено: тифинар – древнеливийский алфавит – сегодня не понимает никто. Попытки расшифровать гарамантский язык предпринимались не раз. Безрезультатно.
Видимо, свои секреты и гараманты, и гуанчи унесли с собой в могилу, чтобы в них не смог проникнуть ни один завоеватель.
Подготовила Анна Попенко,
по материалам Umeda.ru, «Хронотон», Manasa.ru