Гейши-искусницы

0

С неожиданными трудностями в туристические сезоны сталкиваются жители японского города Киото, а точнее, не они все, а гейши, самая колоритная их часть и главная достопримечательность этих мест. Иностранцы фотографируют женщин без разрешения, хватают их за кимоно и ставят подножки, чтобы познакомиться и поговорить. Дело дошло до того, проблемой обеспокоились городские власти, которые решили заняться защитой девушек, занимающихся этой необычной профессией.

Мэрия Киото высылает патрули, которые обеспечивают безопасность гейш и отгоняют чересчур назойливых поклонников. А в районах, где живут женщины, развесили объявление: «Не хватайте гейшу за кимоно». Туристов также просят не бегать за артистками, потому что те носят деревянные сандалии на платформе, в которых легко упасть и ушибиться.

Впрочем, сами японцы прекрасно понимают, почему туристы ведут себя по-дикарски по отношению к гейшам. Ведь Япония – единственная страна, в которой существует такое непривычное занятие для женщин. К тому же, набеленные мастерицы светских бесед – единственное, что осталось от традиционной японской культуры. Потому-то иностранцы так стремятся их увидеть и пообщаться.
Повышенный интерес туристов к гейшам объясняется также их твердым убеждением, что эти девушки – продажные женщины, в совершенстве владеющие искусством любви. Некоторые иностранцы специально приезжают в Японию, чтобы заняться с ними сексом. Такие мужчины надоедают артисткам ухаживаниями и неприличными предложениями.

Музы творческих людей

Основными центрами культуры гейш являются Киото, Осака и Токио, где они впервые появились в XVII столетии. Кстати, изначально в роли гейш выступали мужчины — актёры и музыканты японского театра кабуки, но очень скоро слабый пол их полностью вытеснил. Это связано с семейным укладом Японии. До сексуальной революции и феминизма японок ожидала только одна судьба – замужество и домашнее хозяйство. При этом перечить супругу или вести с ним светские беседы жена не имела права. Так что, мужьям и женам часто и говорить было не о чем, кроме как о текущих домашних вопросах. Другое дело гейши: их обучали музыке, танцам, пению, живописи, каллиграфии, умению поддерживать разговор на интересную тему, этикету. Поэтому неудивительно, что мужчинам было гораздо приятнее проводить время в компании остроумных и интересных собеседниц, нежели дома с женой, занятой исключительно хлопотами по хозяйству и воспитанием детей, вечно молчаливой и покорной. «Золотой век» гейш пришёлся на XIX век: в те времена они были настоящими звёздами, музами для многих поэтов и художников.

Прочь от бедности

Стоит заметить, что девушки становились гейшами вовсе не от хорошей жизни. В дома гейш (окия) продавали маленьких девочек, родители которых не могли их прокормить. Всё своё детство малышки вынуждены были работать сначала служанками, затем помощницами главных гейш в доме, которые обучали этих девочек азам будущей профессии и в дальнейшем помогали получать образование. В Японии подобная традиция имеет древние корни: ученик живёт в доме у своего учителя, занимаясь сначала домашней работой, ассистируя ему и только потом приступая непосредственно к учебе.

Наблюдая за старшей гейшей у себя в доме, девочки, помимо стандартного набора предметов, учились подбирать подходящее для требуемой цели кимоно, надевать его, а также накладывать макияж и делать сложные прически. Кроме того, будущая гейша обзаводилась так называемой «старшей сестрой», которая и должна была обучать её, свою «младшую сестру». Следует также отметить, что посещение занятий является частью жизни гейши вплоть до окончания нахождения в профессии. И их длительность составляла от 5 до 12 часов в день.

В поисках покровителя

Когда гейша достигала определенного уровня мастерства и уже могла быть хозяйкой вечеринки, она закреплялась за чайным домом или традиционным японским рестораном, где и развлекала гостей по вечерам – с 6 до 12 ночи. Гейша должна была направлять беседу и способствовать веселому времяпрепровождению своих гостей, зачастую флиртуя с ними, но сохраняя при этом свое достоинство. Заработок гейши в чайном доме обычно составляла фиксированная почасовая плата за её труд.
Однако наиболее талантливые и успешные гейши могли, да и сейчас могут демонстрировать своё умение играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать на периодически проводимых представлениях, открытых для широкой публики. Подобные выступления позволяют артистке стать широко известной и популярной личностью.

С 18 лет гейша получала возможность работать по персональному графику, однако, воспользоваться таким преимуществом могли лишь успешные девушки, получавшие много приглашений на различные мероприятия. Также с 18 лет гейша обретала возможность обрести данну. Изначально данна – покровитель, иногда бывший любовником гейши, а иногда просто выступавший в роли мецената. Зачастую гейшу и данна связывали тесные любовные отношения, заканчивающиеся рождением детей. Обязанность данна состояла в том, что он должен был покрывать многочисленные текущие расходы гейши, которой он покровительствовал (например, приобретать для неё очень дорогое кимоно), а также способствовать росту её популярности. Появление данны в карьере гейши не являлось обязательным элементом, однако без этого она практически не имела шанса оставить окия и стать полномасштабной звездой в своей профессии.

Вместе с тем, несмотря на наличие покровителя и неоднозначный статус содержанки, гейши никогда не считались представительницами древнейшей профессии. В японской индустрии развлечений гейши и проститутки исторически занимали разные позиции, что проявлялось во внешних различиях.

Проститутка повязывала пояс своего кимоно простым узлом спереди, что позволяло его развязывать много раз в день, узел пояса гейши и сейчас завязывается сзади сложным узлом, и без посторонней помощи развязать и тем более завязать его не представляется возможным. Помимо разных способов завязывания пояса, в одежде и прическе гейш и японских куртизанок существовало множество предписанных различий, которые не позволяли спутать гейшу c куртизанкой, а также четко указывали на социальный статус женщины и ее род занятий. Кроме того, с момента появления профессии гейши им было законодательно запрещено оказывать сексуальные услуги за деньги.

Ошибочное мнение о гейшах как о женщинах легкого поведения сложилось, по большей части, во время Американской оккупации Японии после Второй мировой войны: «девочками-гейшами» американские солдаты называли молодых японок, продававшихся им. Более того, некоторые из них, остро нуждаясь в средствах к существованию, сами называли себя гейшами, при этом таковыми не являясь.

Вымирающая профессия

Сейчас профессией гейши занимается немного женщин по сравнению с прежними временами. Еще в 1920-е годы их было порядка 80 тыс. Теперь же их осталось не больше тысячи, а в Киото – всего около сотни. Столь резкое сокращение числа гейш связано с произошедшей после Второй мировой войны колонизацией западной культурой — исконно японским традициям фактически не осталось места. Однако эта профессия все еще не потеряла актуальности: заниматься столь необычным делом мечтают многие девушки, хотя за курс обучения на гейшу нужно выложить 400 тыс. долл. плюс огромных денег – около 10 тыс. долл. – стоят кимоно и прически.

Однако все это не остановило 23-летнюю японку Комомо, которая во что бы то ни стало решила стать гейшей. Она сделала первые шаги навстречу своему призванию посредством электронной почты, написав письмо гейше Които. Девушки переписывались в течение трех лет, пока Комомо не окончила среднюю школу. Пойдя против воли родителей, которые хотели, чтоб их дочь выбрала более подходящий жизненный путь (университет и замужество), 15-летняя строптивица уехала к будущей наставнице.

На первый взгляд нетяжелая работа оказалась нелегким трудом. Комомо получала один выходной день всего раз в два-три месяца, лишь тогда она могла вести обычную жизнь японского подростка. В первые две недели пребывания у Които у Комомо в голове промелькнула мысль о том, чтобы бросить все и уехать. «Но я подумала, раз уж я решила это сделать, то должна приложить максимум усилий, что добиться успеха», – говорит Комомо.

Ей было достаточно сложно носить хорошо продуманное кимоно гейши-ученицы, имеющее длинные рукава, и перевязанное широким длинным поясом. Нужно было научиться ходить в таком виде, не задевая кого-либо или чего-либо. Особенно тяжело было в нем двигаться во время танцевальных представлений.

Комомо никому не говорит о своем заработке, но живется ей, очевидно, не так уж и плохо. За время работы ей удалось купить дом и оборудовать его дорогой техникой. Еще бы, ведь обед в компании гейши может стоить недешево: около 80000 йен (785 долларов) с человека, в зависимости от места его проведения и числа гейш.

Молодая гейша, тем не менее, признается, что беспокоится за свое будущее. Ведь представительницам ее профессии не платят пенсию и им нельзя выходить замуж, несмотря на то, что в древности некоторых из них могли содержать как любовниц. Хотя Комомо и говорит, что хочет детей, она еще серьезно не думала о будущем, так как она только два года живет жизнью гейши. «У меня даже парня нет. Я настолько занята, что у меня нет времени на то, чтобы встречаться с кем-либо, а люди, приходящие на вечера, одного возраста с моим отцом», – жалуется Комомо.

Другая проблема состоит в том, что люди сейчас стремятся к менее формальному проведению времени, например караоке или походу в бар. Многие люди, включая Комомо, говорят, что необходимо более полно раскрывать мир гейш. Чтобы привлечь посетителей к миру гейш, Които, учившая Комомо, открыла уютный бар на первом этаже своего домика гейш, где гости могут встретиться с гейшами за относительно невысокую оплату.

Вместе с тем, Които и Комоко склоняются к мысли, что их профессия в современном мире становится все менее востребованной. И хотя большинству людей все еще интересно проводить время с гейшей, многие из них считают эту профессию пережитком прошлого. Очевидно, что это занятие отмирает и вскоре воспоминания о гейше останутся лишь в книгах и кинолентах.

Подготовила Анна Попенко

Поделиться.

Комментарии закрыты