В течение веков проект исполинской конной статуи, разработанный Леонардо да Винчи, публика воспринимала скорее как курьёзный пример эксцентричности великого художника. Однако новое исследование показало, что последним "смеётся" всё-таки Леонардо – и он посмеялся бы над скептиками даже при жизни, если бы не французы.
Утраченная форма
Новое исследование, проведённое сотрудниками института и музея истории науки во Флоренции (IMSS), расставляет всё по своим местам и подтверждает невероятный гений да Винчи, известного больше всего как автора самой загадочной улыбки в мире.
Проект, известный потомкам как конь Леонардо, стартовал в 1482 году, когда герцог Миланский, Лодовико Сфорца, заказал да Винчи в честь своего отца Франческо бронзовый монумент, который должен был стать самой высокой на тот момент в мире конной статуей — 7,5 метров, такой была расчётная высота этого скакуна. Задуманный с широким размахом бронзовый монумент Леонардо хотел без затей назвать "Конь" (Il Cavallo).
Изобретатель в общей сложности потратил более десятка лет на исследования, которые позволили бы выполнить заказ, однако судьба не дала ему завершить кропотливый труд. В связи с надвигающейся угрозой со стороны Франции вся бронза пошла на военные нужды – и это при уже изготовленной и представленной Леонардо полномасштабной глиняной модели коня.
Отливка так никогда и не состоялась: в суматохе военного времени литейная форма была утрачена, а глиняный образчик и вовсе разрушен французскими солдатами.
На момент этого события, так или иначе, да Винчи всё ещё сражался с некоторыми техническими трудностями. Одна из них заключалась в равномерности остывания десятков тонн металла, быстро расплавленного и доведённого до очень высокой температуры. Специально для решения этого вопроса Леонардо решил спроектировать систему множественных горнов и даже частично её описал в сохранившемся сочинении "О весе".
В итоге, впрочем, художник оставил эту идею, равно как и первоначальное желание изваять коня, вставшего на дыбы, – всё-таки Сфорца просил Леонардо создать нечто, символизировавшее бы его отца, специально для площади перед герцогской резиденцией. Само собой, вставший на дыбы конь оттягивал бы на себя нежелательно много внимания.
Он встанет на дыбы
В этой захватывающей истории, однако, Паоло Галлуцци и его коллег интересовал прежде всего один момент: можно ли было отлить подобную статую в один приём? Вкупе с необходимостью уравновесить многотонную лошадь, стоящую всего на трёх ногах, миссия кажется невыполнимой для XV века.
Для того чтобы ответить, просчитался всё-таки гений или нет, команда Галлуцци задействовала заметки самого Леонардо и привлекла специалистов из компании XC Engineering для моделирования литейных процессов. Динамическая 3D-модель продемонстрировала, что расплавленная бронза свободно могла бы заполнить формы, необходимые для такой статуи, причём всего за 165 секунд или даже меньше. Вес металла при этом составил бы именно 70 тонн – ровно столько, сколько рассчитал Леонардо.
Первоначально, пишет membrana.ru, да Винчи хотел произвести отливку лошади в специальной яме глубиной 20 метров. Как подтвердили расчёты, проект был вполне осуществим, причём в обоих предусмотренных да Винчи вариантах – как в горизонтальном, так и в вертикальном положении скульптуры. "Теперь, когда наши исследования подтвердили, что этот проект Леонардо был реально выполним в его время, мы планируем наконец установить его "Il Cavallo" именно в том городе, где это и должно было произойти", – говорит Галуцци.
Для создания статуи да Винчи хотел применить так называемый непрямой метод литья, более привычный древним грекам, чем художникам Возрождения. Для этого да Винчи потребовалось изобрести специальную печь с "пиротехническими датчиками", у которой отделения открывались в строго заданной последовательности.
Исследователи обещают к следующей миланской выставке Expo-2015 воссоздать так никогда и не законченную да Винчи статую, в точности следуя его методике.
Леонардо, впрочем, обрадовало бы и появление опускающегося с неба на подъёмном кране 7,5-метрового коня, созданного командой Галуцци по образу великого мастера. Правда, этот "прототип" был разборным. Своего рода пробного предшественника "миланского" образца не так давно можно было увидеть в Атланте.