Иудейские древности

0

У израильских археологов выдался продуктивный месяц. С начала февраля 2010 года они сделали несколько важных и интересных открытий, относящихся к самым разным периодам бурной истории Святой земли – арабскому, византийскому, римскому, а теперь вот и к периоду Первого храма (X-VI века до нашей эры).

Находки весьма разнообразны. Это, во-первых, древняя главная улица Иерусалима, повторяющая направление нынешней улицы царя Давида. Ученые давно уже мечтали закопаться в этом месте поглубже. Но это было весьма затруднительно: район Яффских ворот постоянно запружен народом, и раскопки сильно затруднили бы жизнь туристам. Наконец, в 2009 году власти решили провести комплексную реконструкцию этого района, в том числе отремонтировать улицу царя Давида. Перед реконструкцией провели очередные археологические изыскания, в ходе которых на глубине 4,5 метра были обнаружены остатки древней мостовой. Во-вторых, там же, у Яффских ворот, нашли остатки водопровода I века до нашей эры, водой из которого доводилось пользоваться солдатам римского Десятого Парного легиона, командированным в Иудею подавлять восстание Бар-Кохбы во II веке нашей эры.

В-третьих, виноградная давилка, опять же византийского периода, найденная в 40 километрах к югу от Иерусалима. Ее внушительные размеры подтверждают, что Святая земля в VI веке экспортировала вино в огромных объемах.

Еще одна находка – мраморная табличка, нечто вроде средневекового арабского «свидетельства собственности« на земельный участок в Иерусалиме, – относится к Х веку, когда арабы отвоевали Святую землю у византийцев. Надпись на табличке сообщает, что некий халиф из династии Аббасидов пожаловал своему верному сподвижнику землю в Иерусалиме. Скорее всего, речь идет о халифе Аль-Муктадире (908-932), который воевал с египетской династией Фатимидов за Святую землю и активно раздавал ветеранам своего войска земли в Палестине.

Самая свежая находка израильских археологов – руины мощной крепостной стены, которой, по предположению исследователей, три тысячи лет назад обвел Иерусалим царь Соломон. Секцию этой стены нашли при раскопках Города Давида – самой древней части Иерусалима.

Город Давида располагается к югу от Храмовой горы, над долиной Кедрон. Именно там правил в Х веке царь Соломон, которому Библия приписывает строительство не только Первого храма (по оценкам современных историков, около 960 года до нашей эры), но и укреплений вокруг города. В последующие столетия Иерусалим разрастался преимущественно на запад от Храмовой горы, и именно эта его часть ныне называется Старый город, хоть она и не самая старая. Впоследствии многочисленные завоеватели не раз подвергали Иерусалим разрушениям, и Город Давида уже к римской эпохе (на рубеже нашей эры) пришел в полное запустение.

Обнаруженная стена представляет весьма внушительное зрелище: высота вскрытой секции – от 6 до 10 метров, длина – 70 метров. Найдены также грандиозные ворота и крепостная башня, нависающая над Кедроном. Обнаруженная у стены керамика позволяет датировать ее как раз Х веком до нашей эры.

Керамика, кстати, примечательна и сама по себе: это остатки печатей и кувшинов с клеймами. На нескольких клеймах значится надпись «Принадлежит царю», еще на одном – «Принадлежит надзирателю за…» (от последнего слова сохранился только фрагмент, предположительно «…за пекарями»).

Руководитель раскопок, доктор Эйлат Мазар, совершенно уверена, что нашла ту самую стену Соломона, и приводит в доказательство этой точки зрения цитату из Библии: «Соломон породнился с фараоном, царем Египетским, и взял за себя дочь фараона и ввел ее в город Давидов, доколе не построил дома своего и дома Господня и стены вокруг Иерусалима» (3 Цар 3:1). «Впервые найдены строения, подтверждающие библейские описания строительства, затеянного в Иерусалиме царем Соломоном», – поясняет Мазар.

Однако не все специалисты разделяют ее восторг. Некий ученый, который предпочел остаться неназванным, заявил газете «Гаарец» по поводу Мазар: «Часто она сначала стреляет, а потом рисует мишень». Ее упрекают в том, что она слишком буквально понимает библейские сказания. Многие современные ученые сомневаются в том, что тот же Соломон был таким могущественным царем, каким описывают его Третья книга Царств и многочисленные легенды. Соответственно, подвергаются сомнению и представления Мазар о грандиозности архитектуры Иерусалима соломоновых времен. Ведь величественные строения можно датировать и более поздним периодом.

Споры о том, насколько сильно текущая политическая и религиозная конъюнктура влияла на авторов библейских текстов, не утихают уже давно. Одни склонны абсолютизировать это влияние и вовсе отказывать Библии в исторической достоверности, другие, как Эйлат Мазар, считают ее вполне надежным источником, хоть там иногда и напутаны даты и имена. «Стена Соломона» оказалась в центре этого диспута, и нам, вполне вероятно, еще предстоит стать свидетелями ожесточенных споров о ее датировке, пишет Lenta.ru.

Поделиться.

Комментарии закрыты