В середине января в Аргентине, а точнее, в ее столице Буэнос-Айресе, начнется настоящая праздничная феерия – красочный карнавал с зажигательными латиноамериканскими танцами и красивыми песнями о любви. Праздник замечателен не только многочисленными яркими шоу и пестрыми костюмами, но и тем, что это самый продолжительный карнавал в мире – он длится около двух месяцев. И хотя аргентинский марафон менее знаменит и раскручен, чем бразильский, зрелище это потрясающее – недаром в Буэнос-Айрес ежегодно съезжается почти 2 миллиона туристов, чтобы стать свидетелями этого действа.
Еще один праздник, который в Аргентине также празднуют с большим размахом и толпами приезжих, – это Пасха. Отдыхающих привлекает желание посмотреть прекрасно поставленные спектакли и прочие церемонии, посвященные одному из основных христианских праздников.
Одно сердце на двоих
Аргентина знаменита не только карнавалом. У страны есть несколько национальных символов, ставших ее визитными карточками, – это завораживающе красивые водопады Игуасу, ароматный и тонизирующий напиток мате и, конечно, страстное танго.
Откуда взялось танго, где его корни? Об этом рассказывают такую историю. Десятки тысяч европейских эмигрантов в начале ХХ века прибывали в Буэнос-Айрес в поисках удачи, богатства и счастья. Одинокие мужчины скучали по оставленным дома женщинам и, в поисках утешения, проводили долгие вечера в здешних публичных домах. Ожидая своей очереди, а с проститутками, как это ни странно, наблюдался определённый дефицит, они танцевали друг с другом своеобразный танец, полный страсти и желания; танец, напоминающий состязание за обладание женщиной. Эти пляски напоминали брачные игрища некоторых птиц и животных — глухарей или оленей.
Позднее танго стали исполнять в сопровождении испанских и итальянских мелодий, смешанных с африканскими ритмами кандомбе. Постепенно его начали танцевать с женщинами, и танец стал более сексуально-демонстративным и менее меланхоличным. Затем появились песни танго, повествующие о глубоких и печальных чувствах: о тоске по родине и любимым, о любовных страданиях, о ревности и о предательствах вероломных женщин….
С тех пор танго стало одним из самых любимых и выразительных танцев, которым можно выразить всю гамму чувств к своему партнеру или партнерше. Среди любителей танго говорят, что у исполняющих этот танец одно сердце на двоих.
В Аргентине танго настолько любят и настолько им гордятся, что даже недавно поставили ему памятник. В центре Буэнос-Айреса установлен монумент в форме особого вида аккордеона — бандо-неона — без звуков которого не обходится ни одно танго. Авторы скульптуры нарочно отошли от стереотипов вроде танцующей пары, чтобы передать душу этой музыки.
Средство от курения
Для аргентинца мате – такое же национальное достояние, как танго, пастух-гаучо или футболист Диего Марадона. В Аргентине говорят, что этот ароматный напиток объединяет семью. Когда его готовят, все бросают свои дела и семья спешит к обеденному столу.
Мате – это настой из листьев «йерба мате» – высокого вечнозеленого куста. По вкусу мате больше всего похож на обычный зеленый чай. Хотя, конечно, местным знатокам такое сравнение покажется кощунством.
Заваривание и распитие мате – целый ритуал для аргентинцев. Для приготовления этого напитка в испанском языке есть специальный глагол «севар», а человека, который готовит мате, называют «севадор». Заваривают мате в специальной посуде – калабасе, изготовленной из маленьких тыквочек – плодов местного растения лагенарии. Коренные памперо, жители пампы, считают, что мате обнаруживает свой настоящий вкус, только если пьется из калабасы, а не из стеклянного стакана.
Потом калабасу снова заливают горячей водой, и она идет по кругу, каждый пьет не торопясь, через бомбилью – сосательную металлическую трубку с фильтром на конце….
Когда европейцы познакомились с мате, то предпочли его успевшим надоесть чаю и кофе. Аргентинский напиток даже прозвали «Настоем иезуитов» из-за любви к нему католических священников. Однако с XIX века, когда порабощенный континент содрогнулся от освободительных революций, мате остался прерогативой исключительно гаучо – вольных воинов-пастухов аргентинской пампы.
Сейчас же этот напиток снова обретает популярность в Европе благодаря своему неповторимому вкусу и заново открытым полезным свойствам.
Своим положительным воздействием на человека жидкий символ Аргентины обязан уникальному алкалоиду матеину, по своему действию схожему с кофеином, но не вызывающему побочные эффекты и зависимость. Помимо позитивного влияния практически на все внутренние органы и тонизирующего эффекта, мате, как мягкий стимулятор, воздействует на нервную и физическую активность человека. Для соблюдающих диету мате полезен тем, что подавляет чувство голода и тем самым лишая соблазна наесться до отвала. Для решивших расстаться с сигаретами он обещает стать чудодейственным суррогатом, не вызывающим привыкания. Плюс ко всему, по словам умудренных опытом людей, после знакомства с мате им требовалось меньше времени для того, чтобы выспаться, причем сон становился глубже и спокойней.
Симфония звука и цвета
На границе Бразилии и Аргентины находится настоящее чудо природы – водопады Игуасу. Это название происходит от слов на языке гуарани y (вода) и guasu (большой).
В 28 км от впадения в Парану река Игуасу встречает самое необычное препятствие на своем пути: здесь в русло, достигающее километровой ширины, врезается клином 80-метровая пропасть, и воды могучей реки срываются с обеих сторон этого клина, образуя роскошный кружевной занавес из 275 двухступенчатых водопадов общей шириной в 3600 м!
Всю эту грохочущую симфонию сверкающих струй можно целиком охватить глазом только с вертолета или самолета. Тучи водяных брызг пронизывают десятки радуг, дополняющих своим многоцветием буйную и пеструю палитру цветущих растений у подножья водопадов и на разделяющих их скалах. Яркие пятна бегоний, орхидей и бромелий сопровождают ликующие блики на крылья тысяч тропических бабочек, вьющихся над цветами. Голубое, зеленое, желтое и красное оперение многочисленных здесь попугаев и колибри завершает картину. По берегам высятся живописные заросли из пальм, бамбука и древовидных папоротников, переплетенных цветущими лианами. И над всем этим великолепием стоит грохот воды.
Главных каскадов — 28, и каждый из них имеет собственное, весьма звучное имя. На аргентинской стороне это Арайагарай, Бельграно, Ривадавия, Трех Мушкетеров, Адама и Евы, Двух сестер, Рамирес, Митре, Сальто-Эскондидо и другие; с бразильской стороны выделяются своей красотой и мощью Сальто-Флориано, Унион, Бенжамен-Констан и Босенти.
Но все их очарование меркнет перед грозным величием Гаргантодо-Дьябло («Глотки дьявола») — главного слива Игуасу, находящегося в вершине клинообразного уступа водопада. Как раз по нему проходит граница Аргентины и Бразилии, именно здесь падает вниз основная часть воды.
Я целую тебя с неба
Национальным символом Аргентины вот уже несколько десятков лет подряд остается великая и непревзойдённая Эва Перрон, или Эвита, жена диктатора Хуана Перрона. В девичестве Эва Дуарте была актрисой, но ей не суждено было стать звездой сцены. Впрочем, женщине не пришлось об этом жалеть. Став супругой аргентинского правителя, она занялась благотворительностью – помогала бедным и несчастным людям. Тем самым Эва завоевала огромную популярность и любовь своего народа, которая, порой, походила на безумие. Едва ли она получила бы такую же известность, выступая на театральных подмостках или играя в кино. А политика дала Эве все, о чем только может мечтать человек.
К сожалению, счастьем госпожа Перрон наслаждалась совсем недолго. Она умерла в возрасте Христа, в 33 года, от рака, и была, по приказу своего супруга, мумифицирована. Ее огромные портреты до сих пор висят на стенах едва ли не каждого дома в бедных кварталах всех аргентинских городов. Эвита говорила: «Управлять страной – все равно, что снимать фильм о любви, где в главных ролях заняты один мужчина и одна женщина. Все остальные – всего лишь статисты».
Она родилась в бедной семье и с самого детства мечтала о карьере актрисы. Ей удалось вскружить голову Хуану Перрону, а потом Эвита вознеслась к власти. Она раздавала беднякам деньги и вещи. Аристократия ее ненавидела – до желудочных колик. А Эвита все делала им назло: рано по утрам она проносилась мимо богатых кварталов на автомобиле, гудя в клаксон, чтобы богатые матроны дрожали от страха. Ненависть к ней со стороны аристократии была безмерна… Когда Эва мучительно умирала от рака желудка, в богатых кварталах пили за ее скорейшую кончину, а на стене дома, что стоял напротив президентского дворца, появилась надпись: «Да здравствует рак!»
Известие о том, что Эвита умирает, породило в народе настроения, близкие к массовому психозу. В надежде спасти ее, люди мучили себя до полусмерти, чуть ли не ежедневно устанавливая посвящённые ей самые невероятные рекорды. Один танцор 127 часов, не останавливаясь, танцевал танго, пока не упал без сознания. Знаменитый бильярдист сделал подряд полторы тысячи ударов кием. Две пожилые женщины ползали на коленях вокруг центральной площади Буэнос-Айреса в течение пяти часов до тех пор, пока одна них не раздробила себе колено… По всей стране люди воздвигали алтари, на которых беспрерывно горели восковые свечи и стояли портреты Эвиты. Люди сутками простаивали перед ними, молясь за её выздоровление… С наступлением сумерек ее портреты выносили из домов на свежий воздух, чтобы «она могла подышать» прохладой, и тогда то в одной, то в другой деревне люди то и дело видели вокруг ее головы сияющий нимб… Эвита умирала очень долго… В последние месяцы она весила всего 33 килограмма. Опять эта мистическая цифра! По распоряжению Хуана Перрона от Эвиты до конца скрывали, что ее болезнь неизлечима. Чтобы она не замечала ужасной потери веса, весы, которыми она пользовалась, были переделаны так, что показывали всегда один и тот же вес, близкий к нормальному… Радиоприемники во дворце были отключены. По всей стране люди больше знали о болезни Эвиты, чем она сама…
Когда 26 июля 1952 года любимица страны скончалась, население Аргентины ожидало неминуемого конца света. На ее похороны пришли миллионы. Люди теряли сознание от усталости, сутками простаивая в очереди к ее гробу. Дня не проходило, чтобы кто-нибудь не попытался покончить с собой у ее тела. Наемные рабочие и крестьяне в разных концах страны видели ее лицо в небе. Тысячи бедных людей по призыву Перрона писали ей письма на адрес дворца и получали в ответ надушенные конверты с надписью: «Я целую тебя с неба». Тринадцать дней ее тело лежало в стеклянном гробу, и аргентинская нация прощалась со своей «Небесной Принцессой».
Поистине, Эвита стала бессмертной, и, наверное, ни одна правительница или артистка не знала такой огромной всенародной любви, которая выпала на долю правительницы Аргентины…
Эту страну знают в мире не только благодаря Эве Перрон или танго, но и, «благодаря» многочисленным потрясениям. Так, в 1982 году аргентинское правительство развязало войну с Великобританией за Фолклендские острова. Эта война ничего хорошего стране не принесла – только спад экономики и мировое осуждение. В 2002 году ее потряс дефолт – государство стало полным банкротом и так до сих пор не оправилось от кризиса. Тем не менее, никакой экономический упадок и политические неурядицы не мешают аргентинцам гордиться своей родиной и ее символами.
Подготовила Анна Попенко
по материалам [link=http://www.wikipedia.org]«Википедия»[/link], [link=http://www.bibliotekar.ru]«Библиотекарь»[/link], [link=http://www.proza.ru]«Проза»[/link]