Если вы думаете, что карточное шулерство умерло, то вы глубоко ошибаетесь. Столь доходный бизнес и не думает никуда пропадать. А в период отпусков шулеры с двойным азартом охотятся на своих жертв. И для этого разыгрывают настоящие спектакли.
Заманить жертву ничего не стоит…
В мире шулеров давно устоялась своя иерархия в зависимости от применяемых ими приемов и мест «работы». Например, есть шулеры-«паковщики». Они работают в одиночку. Свое название мошенники получили за то, что они стремятся вкладывать выигранные деньги в недвижимость и драгоценности («пакуются»). У таких аферистов особая манера игры. Сначала они обыгрывают своего партнера (или лоха, так в карточном мире называют жертву шулера), а потом дают ему отыграть примерно треть. На этом все прекращается. «Лох», сначала потерявший все свои деньги, рад и такому исходу.
Следующее звено иерархии шулеров составляют «гусары», которые «гастролируют» в поездах дальнего следования, на пляжах, вокзалах, в аэропортах, парках и даже в такси. Обычно они играют хорошо организованными группами, где роли распределены заранее, а приемы втягивания в игру и обыгрывание доведены до автоматизма. Один из группы мошенников ищет жертву и втягивает ее в простую игру в «подкидного». Другие, двое или трое, присоединяются как попутчики. И пошло поехало, пока человек не останется с носом.
«Гусары» обычно выдают себя за образованных, интеллигентных людей, что, в общем-то, им удается. У мошенников широкий кругозор, они полностью раскрепощены, начитанны, лишены всяких комплексов, в разговоре готовы поддержать любую тему, от искусства до собачьих бегов и политики. Они прекрасные психологи и, словно ясновидящие, сразу определяют человека состоятельного и жадного до денег, любителя разжиться за чужой счет.
Еще есть так называемые автомобильные «каталы». Их тактика такова. Сначала они «вычисляют» денежного человека. Обычно это делается, когда «клиент» бродит в поисках такси, чтобы доехать до другого населенного пункта. В этом случае «каталы» предлагают довезти его за сумму, раз в пять меньшую обычной платы. Но чтобы подобное меценатство не так бросалось в глаза, клиента просят подождать, пока таксист подберет еще пару человек, желающих доехать до нужного места назначения. Клиентов, разумеется, подбирают из коллег по катальному бизнесу. Одно место в машине обязательно остается свободным. Последующее рассаживание также происходит под дирижированием мошенников. В результате, клиент обязательно оказывается на заднем сиденье у левого окна. При этом у двери с этой стороны всегда либо отсутствует, либо сломан рычажок дверного замка. Дальше спектакль разворачивается по следующему сценарию. На выезде из отправной точки на дороге обязательно будет стоять голосующий. «Возьмем?» — как бы нехотя спрашивает водитель у пассажиров. Следует ответ: «Можно» или «Как хотите». Водитель, конечно, хочет. Теперь весь театральный коллектив укомплектован и для завлекания жертвы в сети все готово. Сначала водитель и его спутники начинают ненавязчивый душевный разговор. Слово за слово, поболтали, а пока ехать далеко, может, в картишки перекинуться, так, по-легкому? Попутчик соглашается. Сначала ставки небольшие, но вот они нарастают и нарастают. Азарт лоха вообще на пределе. Это значит, что клиент созрел – теперь его можно обчистить до нитки, что и происходит очень быстро.
На самой вершине иерархии карточных мошенников располагаются «катранщики». Это элита шулеров, наделенная по неписаным законам особыми полномочиями. Они ведут игру на «катранах» — в местах, надежно скрытых от глаз милиции (дача, квартира, ресторан). В фешенебельные «катраны» приглашают не только профессиональных игроков, но и некоторых высоких должностных лиц, желающих испытать остроту чувств. Проигравшие в карты должностные лица, естественно, должны возвращать долги, которые приходится платить нередко противоправными действиями в пользу преступников: например, сообщить нужную информацию, достать те или иные документы, повлиять на следователя, судью и т. д.
Подменить карту? Проще простого
Естественно, у любого профи в запасе тысячи уловок и приемов, помогающих обвести лоха вокруг пальца.
Так, техника шулера заключается в хитром способе сдавать карты. Если подошла его очередь раздавать карты, мошенник перед раздачей может подменить не только одну или несколько карт так, что вы и не заметите, но и всю колоду, в которой все будет подготовлено для его выигрыша. Для замены колоды аферисту требуется не более одной или двух секунд. Он как бы по инерции опускает руку с колодой карт под стол и мгновенно возвращает ее на прежнее место над столом, но уже с другой колодой.
Кроме того, некоторые карты могут исчезнуть вдруг в самом начале игры или в середине и появиться опять тогда, когда это нужно будет шулеру, например в конце игры. Тут надо следить за руками игроков. Аферист может спрятать карту в ладони, в рукаве или в специально сшитом для этой цели кармане на животе.
Кроме того, шулеры знают несметное количество способов крапления карт. Например, их можно подрезать. При этом шулер старается краешек карты надрезать не для укорочения ее длины по сравнению с другими картами, а для того, чтобы только появился надрез. После такой подготовки карта имеет те же размеры, что и другие карты, но края у нее неровные, и в колоду она входит с трением. Таким образом, ее можно легко найти во время тасовки на ощупь, пальцами. Но сейчас преступники поставили себе на службу новейшие достижения науки, в частности, химии и физики: на карты наносится крап специальным составом, который виден только через особо обработанное стекло.
Иногда шулеры используют подручные технические средства, чтобы подсмотреть карты противника. Например, коробок спичек, в одну из граней которого вставляют небольшое зеркало. Прикурив, такой коробок отработанным жестом небрежно бросают на стол и через зеркальную грань наблюдают, какие карты кому сдаются. В этих же целях используются портсигары, зажигалки и тому подобные вещи — все зависит от фантазии шулера и его квалификации.
А в последние годы в ряде крупных городов карточные аферисты для высвечивания карт противника стали применять электронную технику. Например, в Кишиневе при разоблачении шулерской группы был обнаружен «электронный» стол для игры. С помощью вмонтированной в него аппаратуры высвечивались карты противника. Управление игрой вел соучастник, располагавшийся на балконе.
Помимо этого используется и видеотехника. В люстру или прямо в потолок монтируется микровидеокамера, передающая изображение в другую комнату или даже в другую квартиру, где находится сообщник шулера.
Следите за жестами
Но и это еще не все. Одной из самых распространенных уловок шулеров является потайное оконце в стене, замаскированное зеркалом, картиной или ковром. Жертву сажают спиной к потайному глазку, чтобы из другой комнаты видеть его карты. Потом сообщник мошенника, войдя в комнату, заранее условленным знаком дает подельнику сигнал, какие карты на руках у лоха. Система сигналов очень разнообразна: например, скрещенные пальцы означают трефу, почесывание брови — бубны, сгибание пальца — червы, соединение указательных пальцев обеих рук — пики и так далее.
Однако профессионалы высокого класса стараются избегать подобного риска и не перебарщивать с уловками, считая их слишком опасными, — жертва может почуять неладное и насторожиться. Все должно выглядеть предельно естественно и не мешать лоху самому войти в заранее приготовленную западню.
Революция в шулерском деле
Обычно шулеры стараются не светиться. И действительно, по имени и в лицо их знают только в своей среде. Исключения составляют лишь аферисты, наиболее прославившиеся своими подвигами. Одним из них является П. Дж. Кеплинджер из Сан-Франциско по прозвищу Счастливый Голландец, совершивший настоящую революцию в шулерском деле.
Он разработал на основе предыдущих достижений анонимных изобретателей остроумнейший механизм. В двойном рукаве специально сшитой рубашки помещался выдвижной стальной зажим, который по желанию игрока мог выхватывать у него из руки карту или несколько карт и втягивать их в рукав. Точно так же карты могли выдаваться из рукава в руку. Вся система приводилась в действие тросиком, который проходил под одеждой через ряд трубочек и колесиков до колена Счастливого Голландца. Сидя за карточным столом, он нащупывал конец тросика, выводил его через разрез в шве брючины наружу и цеплял к другому колену. Под столом тонкий тросик, соединявший колени игрока, не был заметен. Разводя колени, жулик заставлял стальной зажим выдвинуться и разжаться, а, сводя колени, закрывал и втягивал зажим в рукав. Несколько часов тренировок, и Кеплинджер научился прятать и выдавать любую доставшуюся ему карту.
Он стал использовать свою систему в самых известных игорных домах Сан-Франциско в покере против таких же отпетых жуликов, как он сам. И делал это не время от времени, как требовала осторожность, а почти постоянно. Его опытные партнеры быстро поняли, что здесь дело нечисто: не может так везти из игры в игру. Поэтому они разработали план разоблачения Счастливого Голландца.
По условному сигналу трое противников схватили Кеплинджера и, методично обыскав его с ног до головы, нашли его изобретение. Ему предложили выбор: либо смастерить такую же штуку для каждого из разоблачителей, либо подвергнуться суду Линча. Счастливый Голландец, естественно, предпочел остаться в живых и через несколько лет его «механическая рука» стала обычным инструментом шулеров во всем мире.
Карточная афера века
Однако история знает не менее грандиозный обман. В середине прошлого века испанский шулер Бьянко закупил большое количество высококачественных испанских колод. Он тщательно пометил в них каждую карту, запечатал в оригинальные упаковки и дешево перепродал в Гавану, слывшую тогда столицей карточных игр. Потом он сам приплыл на Кубу, чтобы «пожать плоды своего труда».
Высадившись в Гаване, Бьянко обнаружил, что все идет так, как он рассчитал: «его» колоды продавались с гарантией их чистоты во всех лучших казино. Играя в этих заведениях, Бьянко срывал огромные банки. Чтобы не вызывать подозрений, в каждом месте новой игры в очередном казино или клубе он жаловался на крупный проигрыш, якобы только что постигший его в соседнем игорном доме.
Тем временем, в столицу Кубы прибыл французский карточный шулер Лафоркад. Он сумел проникнуть в один из самых аристократических клубов кубинской столицы и украсть там несколько колод карт, чтобы пометить их и ввести в игру в том же клубе. Но, распечатав в своем номере гостиницы украденные колоды, он обнаружил, что все карты в них уже мечены. Осторожно наводя справки и покупая свежие колоды у гаванских поставщиков, он понял, что наткнулся на гигантскую аферу.
Пытаясь вычислить ее организатора, Лафоркад ходил по игровым домам и следил за игроками. Вскоре он обратил внимание на Бьянко, который при постоянном везении вечно жаловался на проигрыши. И вот в уютном уголке одного из клубов Лафоркад прижал Бьянко к стенке и предложил выбор: либо поделиться с ним половиной всех доходов, либо немедленное разоблачение. Испанцу не оставалось ничего другого, как взять француза в долю.
Но через некоторое время Бьянко надоело делиться деньгами, и он бежал с Кубы. Лафоркад попытался продолжить аферу самостоятельно, но внедренный испанцем в гаванские казино запас крапленых колод иссякал. Самому же Лафоркаду не хватало навыков и опыта, чтобы запустить в игру свой крапленый «товар». Вскоре он был пойман на обмане и арестован. Но следствию не удалось доказать, что он метил карты или подбрасывал меченые колоды в игру (и он действительно был в этом невиновен), так что, его оправдали.
Хотя такие аферы – явление все же редкое, тем не менее, попасться в ловко расставленные силки шулеров очень легко. А бороться с ними практически невозможно. У простаков есть единственный способ избежать ловушек карточных аферистов — никогда и ни при каких обстоятельствах не садиться за карточный стол.
Подготовила Анна Попенко