Платон: «А кончат они тем, что перестанут считаться даже с законами»
Определение «дети индиго» появилось в Америке, его автор — ясновидящая Нэнси Энн Тэпп, написавшая книгу о том, как цвет ауры влияет на судьбу человека. Обладая способностью видеть человеческую ауру, она заметила, что с 1980-х годов рождается все больше младенцев с ранее не встречавшимся цветом ауры — индиго, то есть насыщенным синим.
Целители и философы, которые могут убить
Сейчас пишут, что дети индиго есть во многих странах — хотя их ауру видят очень немногие. Вот какую характеристику дают этим детям Ли Кэррол и Джен Тоубер в своей книге «Дети индиго». Они ощущают свое превосходство над всеми и часто ведут себя соответствующим образом. Они чувствуют, что «заслужили быть здесь», и бывают весьма удивлены тем, что другие не всегда разделяют их мнение. Для них нет абсолютных авторитетов, они не считают нужным объяснять свои поступки и признают только свободу выбора.
Им физически и морально трудно совершать некоторые бессмысленные, с их точки зрения, действия, например, стоять в очереди. Они часто видят более рациональный способ решения той или иной задачи, однако окружающие воспринимают это как нарушение правил и нежелание таких детей приспосабливаться к существующей системе.
Они необщительны, если не находятся в кругу себе подобных. Если рядом нет никого похожего на них, замыкаются в себе, чувствуют, что их никто не понимает. Поэтому им очень нелегко устанавливать социальные связи в период обучения.
Их уважение может заслужить лишь тот, кто действительно многое знает и ведет себя достойно. Эти дети-философы, их суждения о смысле жизни, о предназначении человека, о Вселенной и о боге отличаются глубиной и оригинальностью. У многих индиго с самого рождения хорошо развиты целительские и экстрасенсорные способности.
Перечисленные особенности почему-то наводят на мысль, что одним словом пытаются назвать не только новые качества, которые появляются у современных детей и которые не всегда можно объяснить, но и целый комплекс проблем общества, которые теперь проявляются все ярче.
Еще больше настораживает, когда говорят, что наряду с присущими ему качествами философа, гуманиста, призванного спасти наш мир, ребенок индиго способен убить и убивает, если что-то происходит не так, как он хочет. Приведем отрывок из интервью Нэнси Энн Тэпп для книги «Дети индиго»:
«Энн:
— Все дети, убивавшие своих школьных товарищей или родителей, которых я… наблюдала, — были из числа индиго.
Джен:
— Насколько я могу понять из ваших слов, они чувствуют, что у них особая миссия, и, когда на их пути возникают препятствия, когда их блокируют, им ничего не остается, как убрать то, что, по их мнению, им мешает?
Энн:
— Для них это форма выживания. Когда мы с вами были детьми, нам в голову тоже приходили разные ужасные мысли. Но мы хотели от этого убежать. Нам было страшно. А они ничего не боятся. Они верят в себя».
Значит, человек повышенным чувством справедливости, милосердия убивает потому, что кто-то мешает ему идти к своей цели?! И это новый человек? Если же говорить об эволюции человечества, то, по идее, новый человек должен быть лучше предыдущего. «Лучше» не в интеллекте, потому что тогда будущее за компьютерами, и не в физической силе, потому что тогда Кинг-Конг совершеннее нас.
Польский фантаст Станислав Лем утверждал, что человек будущего в любых обстоятельствах должен, прежде всего, оставаться Человеком. А Человек — это тот, кто поступает этично. Значит, новый человек должен быть человечнее: добрее, справедливее, честнее, способнее к любви и пониманию бога (во всех смыслах). Единственное, что отличает человека от животного и от самой умной машины, — это чувство бога и чувство юмора. А значит, и этический закон должен быть для нового человека руководящим. Так станет ли он убивать?
«Не знаю, индиго я или нет»
Есть еще одна проблема, которую, как лакмусовая бумажка, выявил феномен детей индиго. Это разобщенность, отсутствие понимания, сложности в общении, из-за которых многие молодые люди чувствуют себя одинокими, непонятыми. Их мечты, способности и стремления оказываются ненужными, не вписываются в существующую систему.
И тогда у них появляется желание разрушить эту систему, противостоять ей, а где-то в глубине души — страстное стремление найти близких по духу, тех, кто их поймет. Такие разрушители систем были во все времена. В 60-х годах, например, их называли хиппи, и они тоже мечтали, чтобы в мире было больше любви и понимания.
Может быть, в нас тоже живет тоска по своей стае белых ворон, и поэтому мы, читая о присущих детям индиго особенностях, находим их у себя? Мы тоже не любим очереди и давление авторитетов, задумываемся о смысле жизни и о боге. Труднее с даром целительства, но ведь не пробовали же…
А самое главное — если рядом нет людей, способных нас понять, мы тоже замыкаемся в себе и страдаем. И отношения в школе, в институте, на работе из-за этого часто не складываются. Может, мы все — дети индиго? Может, сегодня термин «индиго» заменил устаревшую «белую ворону»?
Платон: «И страшиться своих сыновей»
Медики, психологи, педагоги словосочетание «дети индиго» стараются не использовать, но особенности современных детей отмечают. Появляется все больше невнимательных, неусидчивых, чрезвычайно активных, раздражительных и при этом — очень смышленых, с довольно высоким уровнем интеллекта, способных находить нестандартные, оригинальные решения детей.
Эти удивительные «гении» с трудом обучаются чтению и письму, с трудом находят общий язык с одноклассниками и учителями, но знают, что они самые-самые, хотя во многих ситуациях плохо контролируют свое поведение. А родители часто не могут ничего сделать.
Многие педагоги отмечают, что современные дети становятся менее управляемыми, не считаются с мнением взрослых, ведут себя так, как считают нужным. Они могут встать во время урока со своего места, чтобы подойти к однокласснику или вообще выйти из класса. Могут, не стесняясь, сказать учительнице, что она их «неправильно учит». На замечания они не реагируют или отвечают агрессией и бранью. И если раньше таких детей называли хулиганами, и было их один-два на целый класс, то сейчас становится все больше.
Вы улыбнетесь, но нечто подобное описывал древнегреческий философ Платон еще до нашей эры: «Отец привыкает уподобляться ребенку и страшиться своих сыновей, а сын — значить больше отца; там не станут почитать… родителей (все под предлогом свободы!). При таком порядке вещей учитель боится школьников и заискивает перед ними, а школьники ни во что не ставят своих учителей и наставников. Вообще молодые начинают подражать взрослым и состязаться с ними в рассуждениях и в делах, а старшие, приспособляясь к молодым и подражая им, то и дело острят и балагурят, чтобы не казаться неприятными и властными… Душа граждан делается крайне чувствительной, даже по мелочам: все принудительное вызывает у них возмущение как нечто недопустимое. А кончат они… тем, что перестанут считаться даже с законами — писаными или неписаными, чтобы уже вообще ни у кого и ни в чем не было над ними власти».
Неужели афинский философ предвидел появление детей индиго? Да, предвидел, но не это. Он описывал проблемы, которые возникнут в обществе. И они возникли.
Словно спят с открытыми глазами
Причина проблем, с одной стороны, в устройстве самого общества, системы образования, в отношении воспитателей к детям. А с другой стороны, ухудшение экологии на планете не может не влиять на детей. Одно повышение уровня шума в городах приводит к тому, что нервная система начинает функционировать по-другому. А ведь таких факторов не один и не два. Поэтому все чаще медики ставят диагноз «минимальные мозговые дисфункции», когда разные отделы мозга созревают медленно или дисгармонично.
Психологи и неврологи на Западе все чаще диагностируют СНВГ — синдром нарушения внимания при гиперактивности. Это не заболевание. Такой диагноз ставят детям с нормальным (часто высоким) уровнем интеллекта, которые быстро устают, легко отвлекаются, чрезвычайно подвижны и импульсивны, испытывают проблемы зрительного и слухового восприятия (отсюда и проблемы произношения, чтения, правописания). Главная причина этих проблем — непосильные информационные нагрузки в сочетании с более медленным созреванием головного мозга из-за неблагоприятной экологической обстановки и патологий развития плода во время беременности. Но дети с СНВГ нормально развиваются. Им просто нужно чаще отдыхать, чередовать разнообразные виды деятельности; в обучении лучше использовать интерактивные методики, эксперименты и творческие задания. Такие дети не справляются с заданиями, жестко ограниченными по времени, не выносят длинных однообразных уроков (им надо давать возможность отвлекаться), не могут долго концентрировать внимание на мелких подробностях. Они могут вставать, ходить по классу — им нужно двигаться. Все это время они словно спят с открытыми глазами, утверждают психологи и неврологи. И даже если в этот момент такие дети что-то делают, то потом, мол, не могут вспомнить. Из-за этого они не находят понимания у взрослых и одноклассников и замыкаются в себе. Их мозг развивается асимметрично, и, пока нормально не сформируются все его отделы (это происходит к 14–15 годам), их нельзя перегружать. Им надо помогать организовывать работу и учебу, учить владеть собой, давать четкие короткие инструкции. Но главное — их нужно любить, понимая, что со всеми проблемами можно справиться.
Пожалуй, гораздо серьезнее вопрос: а не стараемся ли мы отнести к термину «дети индиго» все то, с чем не можем справиться? Действительно, дети, которые сейчас приходят в школы и детские сады, сильно отличаются от приходивших 5–10-15 лет назад?
Но в какой обстановке они воспитываются, как мало времени им уделяют родители, с каким непомерным объемом разнообразной информации, звуков, шумов, цветов эти дети сталкиваются каждый день при постоянно работающем телевизоре! Как мало у них возможности приласкаться, побыть в тишине, посмотреть, как появляются почки на дереве! Как много новых вирусов и болезней атаковали их матерей и их самих до и после появления их на свет!
Но, к счастью, они разительно меняются, если их правильно воспитывать, соблюдать режим питания, ограничить время, проводимое у телевизора, – все эти выводы, которые делают авторы книги «Дети индиго», сначала вызывают улыбку, а потом протест — ведь так надо относиться ко всем детям! Легче и проще сказать: «Мой ребенок индиго, и с этим ничего не поделаешь», чем менять что-то, стараться понять его проблемы и решать их.
Ведь если бы детьми занимались родители, если бы дети слушали не телевизор, а маму, рассказывающую сказку или читающую книжку, то и проблем с обучением и общением было бы гораздо меньше. Мама намного раньше, не в первом классе, заметила бы, что ее ребенок не может сосредоточиться, что с трудом воспринимает рисунки или буквы.
В воспитании сложно не избаловать и не задавить. Нужно прислушиваться к мнению ребенка, но не потакать ему во всем; нужно определять четкие границы того, что можно, а что нельзя. У него должны быть авторитеты, но свой авторитет взрослые должны заслуживать, чтобы было за что их уважать.
Как мы узнаем его?
Но может быть, среди детей с аурой особого цвета есть настоящие новые люди — с сильным этическим стержнем, врожденным гуманизмом и чутким отношением к окружающим, умением понимать и помогать? Согласно самой древней из существующих концепций антропогенеза — индийской, новое человечество действительно сейчас зарождается на Земле, но не так быстро и не в таких масштабах, как описывает миф о детях индиго. Процесс глобальной смены поколений закономерен, но длится он значительно дольше — сотни и тысячи лет.
Каким же будет новый человек? И как мы сможем узнать его? Прежде всего, он избавится от свойственных нам пороков. Он перестанет отделяться от природы, наконец осознает себя ее частью и прекратит уничтожать и загрязнять ее. Новый человек станет по-настоящему свободным, но свободу будет понимать не как вседозволенность, а как ответственность за свою жизнь и жизнь других людей.
Он будет специалистом, профессионалом, но не в одной узкой области — будет многогранной личностью. Будет верить в бога, не предпочитая одну-единственную религию. Его религиозность будет основываться на присущем каждому человеку мистицизме, потребности в высшем присутствии, отличающем человека от животного. Будет ли новый человек обладать сверхъестественными способностями — например, такими, какие приписывают детям индиго? Наверное, да, ведь эволюция не стоит на месте. Но, прежде всего, он будет обладать естественным достоинством человека.
И может быть, не нужно ждать, когда придет новый человек? Ведь в нас уже есть многое от такого человека: доброта, чуткость и умение любить, отвращение к бессмысленной работе, отрицание лицемерия, любовь к справедливости. Каждый из нас может приблизить будущее. Для этого достаточно жить, опираясь на лучшее в себе. Ведь отличительными признаками нового человека будут не цвет ауры, неусидчивость и непризнание авторитетов, а свойства души. А пробуждать их никогда не поздно, ибо, как говорил Франческо Петрарка: «Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными своими делами».
Юлия Люц, Вадим Карелин, «Человек без границ»