7 загадок Марса

Древние китайские астрономы Марс называли Огненной звездой, и ученых еще долго будет сжигать любопытство относительно некоторых вещей, связанных с Красной планетой. Даже после того, как десятки космических аппаратов были направлены к Марсу для исследований, многие вопросы остались без ответа. Узнайте о самых больших загадках Марса, которые еще предстоит разгадать.

Жизнь на Землю пришла с Марса?

Элемент, который является важнейшим для зарождения жизни, был обнаружен исключительно на Красной планете. Ученые полагают, что "семена" жизни попали на нашу планету вместе с метеоритами, которые откалывались от поверхности Марса в результате извержений вулканов или столкновений с космическими объектами. Анализ марсианского метеорита недавно показал, что на Марсе был бор, а также окисленная форма молибдена, которые как катализаторы позволяют органическим молекулам развиваться в простейшие живые организмы.

Считается, что на молодой Земле не существовал окисленный молибден, так как в то время на нашей планете было мало кислорода. А вот Красная планета содержала его в достаточном количестве. Некоторые исследователи уверены, что фактически все мы марсиане, так как наши самые далекие предки – простейшие организмы – родом с планеты Марс.

Каков источник метана на Марсе?

Метан – самая простейшая органическая молекула – был впервые обнаружен в атмосфере Марса космическим аппаратом "Марс-экспресс" Европейского космического агентства еще в 2003 году. На Земле большая часть метана образуется живыми организмами, например, крупным рогатым скотом, переваривающим пищу. Предполагается, что метан стабилен в марсианской атмосфере только 300 лет, но кто или что могло сгенерировать этот газ так недавно – остается загадкой.

Все же существуют способы образования метана и без участия живых организмов, например, вулканическая активность. Новая программа Европейского космического агентства "Экзомарс", которая будет запущена в 2016 году, изучит химический состав атмосферы Марса, чтобы ученые смогли больше узнать о марсианском метане.

Есть ли на Марсе жидкая вода?

Хотя большое количество свидетельств указывает на то, что на Марсе когда-то была жидкая вода, существует ли она сегодня – пока остается тайной. Атмосферное давление на Марсе очень низкое, примерно в 100 раз меньше давления на Земле, поэтому вряд ли жидкая вода может сохраниться на поверхности Красной планеты. Однако темные длинные линии, которые мы можем видеть на поверхности Марса, намекают на то, что соленые потоки воды могут течь по ним каждую весну.

Были ли на Марсе океаны?

Большое количество марсианских миссий показывало, что на Марсе есть множество признаков того, что когда-то на поверхности планеты плескалась вода. Очень похоже на то, что тут были океаны, сети долин, дельты рек и минералы, которые могли сформировать воду.

Однако современные модели раннего марсианского климата не могут объяснить, как могли существовать на планете такие высокие температуры, чтобы образовалась жидкая вода, так как Солнце согревает поверхность планеты намного слабее. Может быть, некоторые характерные особенности поверхности могли быть сформированы не водой, а ветрами или другими механизмами?

Однако все указывает на то, что древний Марс был все-таки теплым, и на его поверхности могла быть вода, по крайней мере, на одной его стороне. Однако некоторые ученые утверждают, что древний Марс был холодным, но влажным, хотя эту теорию продолжают оспаривать.

Есть ли жизнь на Марсе?

Первый космический аппарат, удачно приземлившийся на поверхности Марса – «Викинг 1», попытался раскрыть тайну о том, есть ли на Красной планете жизнь. «Викингу» удалось обнаружить органические молекулы, такие как метилхлорид и дихлорметан. Впрочем, позже выяснилось, что это были земные примеси, которые входили в состав чистящих жидкостей при подготовке аппарата на Земле.

Анализ образцов древних и когда-то омываемых водой пород с кратера Гейл на Красной планете, собранных марсоходом Curiosity в конце 2012 – начале 2013 гг.,  показал содержание следов серы, азота, водорода, кислорода, фосфора и углерода, то есть всех необходимых элементов для поддержания жизнедеятельности микробов. Около 20-30 процентов образца состояло из глиняных минералов. Они формируются в присутствии воды, которая не слишком кислая или соленая. Другими словами, является потенциально обитаемой средой.

Поверхность Марса вполне подходит для появления на ней жизни, насколько мы знаем, так как тут имеются соответствующие условия: подходящая температура, радиация, повышенная сухость и другие факторы. Известно огромное количество примеров, когда на Земле появлялась жизнь даже еще в более суровых условиях, например, на Крайнем Севере, в сухих почвах антарктических сухих долин и в очень сухой пустыне Атакама в Чили. Там, где имеется жидкая вода на Земле, – жизнь есть везде, поэтому ученые считают, что если на Марсе есть вода, там непременно должна быть жизнь.

Почему у Марса два "лица"?

Ученые в течение нескольких десятков лет были озадачены разницей между двумя сторонами Марса. Северное полушарие планеты – гладкое и низкое. Потенциально оно могло образоваться из-за воды, которая когда-то плескалась на марсианской поверхности.

В то же время южная половина Марса – неровная и вся изрезана кратерами. Она примерно на 4-8 километров выше, чем северная часть. Недавние исследования предполагают, что такие различия между южной и северной сторонами планеты могли быть связаны с гигантским космическим телом, которое могло когда-то очень давно упасть на поверхность Марса.

Могут ли земляне жить на Марсе?

Еще в 1969 году у НАСА имелись планы организации к 1981 году миссии по отправке человека на Марс, чтобы основать там постоянную марсианскую станцию к 1988 году. Однако межпланетные путешествия с участием человека оказались не такой уж простой задачей как с научной, так и с технической точек зрения.

Например, существенными трудностями было: обеспечение запаса пищи, воды, кислорода, устранение вредного влияния микрогравитации и радиации, снижение до нуля вероятности пожаров, и так далее. Но самое главное – нужно психологически настроить человека на то, что он в течение долгих лет будет далеко от Земли и от реальной помощи. Также сложно представить, как можно организовать приземление, работу, жизнь на чужой планете и возвращение оттуда обратно на Землю.

Тем не менее, астронавты давно уже мечтают о подобных полетах. Например, волонтеры согласились жить около года на космическом корабле. Это была самая длительная симуляция космических полетов, которая была когда-либо разработана, целью которой было воспроизвести в земных условиях то, какой может быть миссия к Марсу от начала и до конца.

Добровольцев, согласных отправиться к Марсу, – великое множество. Возможно, когда-то такой полет станет реальностью.

Источник – infoniac.ru