Древний Марс удивил ученых

Ученые обнаружили доказательства того, что Марс имел богатую кислородом атмосферу более чем за миллиард лет до того, как она появилась на нашей планете.

Изучение метеоритов и горных пород на планете показывает, что кислород на поверхности Марса присутствовал более четырех миллиардов лет назад.

Ученые сравнили марсианские метеориты, рухнувшие на Землю, и данные о породах, которые передал американскому космическому агентству НАСА марсоход «Спирит». Различия в их составе как нельзя лучше объясняются обилием кислорода в ранней истории Марса, пишет Fedpost.ru.

«Спирит» исследовал очень древнюю часть марсианских пород, некоторым из которых более 3700 млн. лет. Породы несут в себе признаки раннего воздействия кислорода, причем это случилось до «вторичной переработки» – опускания породы в недра планеты, а затем ее возвращения на поверхность во время извержения вулканов. С другой стороны, вулканические марсианские метеориты были извергнуты из недр планеты, где они были менее подвержены влиянию кислорода. Марсианские метеориты оказались на Земле после того, как были выброшены в космос массивным извержением вулкана или неким иным воздействием.

В новом исследовании авторы утверждают, что на поверхности Красной планеты в прошлом существовали все условия для зарождения жизни. Похожий путь прошла и Земля. В начале истории нашей планеты ее атмосфера постепенно наполнялась свободным кислородом, источником которого были фотосинтезирующие микробы. Ученые называют это великое событие оксигенацией.

Связь между кислородом и жизнью на Марсе является менее определенной. Кислород мог быть произведен как биологически, так и в результате химической реакции, произошедшей в атмосфере. В мае ученые рассказали, что они недавно обнаружили на Марсе гальку, что доказывает существование водоемов на поверхности планет. Данный факт, в свою очередь, дает дополнительные основания полагать, что когда-то на Марсе существовала жизнь.