Движение Солнечной системы замедляется?

Скорость движения Солнечной системы в окружающем ее межзвездном пространстве за последние 15 лет по необъяснимым причинам снизилась более чем на 10%, свидетельствуют результаты исследования, опубликованные группой американских, польских и швейцарских астрономов в Astrophysical Journal Supplement.

Измерения зонда IBEX, который следит за атомами нейтрального гелия, свободно проникающими внутрь гелиосферы, показали, что в 2009-2010 годах скорость Солнечной системы в межзвездной среде составляла 22,8 километра в секунду. В то же время аналогичные измерения космического аппарата "Улисс" (Ulysses), сделанные в 1993 году, дали значительно большую скорость – 26,3 километра в секунду.

Над тем, с чем связано такое "замедление" движения Солнца в межзвездной среде сейчас работают несколько научных групп, в том числе и наша группа Института космических исследований РАН, который участвует в анализе данных с IBEX.

Гелиосфера – область, заполненная солнечным ветром, находится на расстоянии около 16 миллиардов километров от Солнца. На этом расстоянии поток заряженных частиц солнечного ветра и магнитное поле Солнца ослабевают настолько, что больше не могут преодолеть давление межзвездного вещества, в котором отдельные атомы и мелкие частицы пыли путешествуют со скоростью около 30 километров в секунду относительно Солнца.

На границе устанавливается равновесие, которое и определяет форму и размеры гелиосферы – гигантского газового пузыря, внутри которого находится Солнечная система. Заряженные частицы межзвездного газа не могут проникнуть внутрь этого "пузыря", однако нейтральные атомы водорода, гелия и кислорода проникают сквозь границу.

Для справки:

Детекторы зонда IBEX (Interstellar Boundary Explorer) предназначены для обнаружения таких высокоэнергетических нейтральных частиц. Изучая их, ученые могут исследовать свойства межзвездного пространства, куда человечество еще не смогло проникнуть: зонд "Вояджер-1" пока только приближается к этой границе.

Прибор IBEX-Lo измерял характеристики атомов межзвездного гелия, которые, в отличие от атомов водорода и кислорода, проникают внутрь гелиосферы беспрепятственно (атомы водорода взаимодействуют с протонами на границе гелиосферы).

Такие измерения были сделаны впервые в 1993 году с помощью прибора GAS на борту зонда "Улисс". Тогда движение межзвездного гелия оказалось направлено в точку с эклиптическими координатами 75,2 градуса северной широты и 5,2 градуса западной долготы. Скорость потока, а значит скорость самой Солнечной системы в межзвездном пространстве оказалась равна 26,3 километра в секунду.

Новые данные IBEX, полученные спустя более чем 15 лет – в 2009 году показали, что вектор движения сместился на четыре градуса к северу – к 79,2 градуса северной широты, а направление по долготе почти не изменилось (5,1 градуса западной долготы). В то же время скорость оказалась ниже – 22,8 километра в секунду.

По мнению некоторых ученых, эти факты могут означать, что Солнечную систему сейчас окружает межзвездная среда, со свойствами отличными от тех, которые были в 1993 году.

Многие вопросы, связанные с данными IBEX, смогут прояснить "Вояджеры". Первый из двух аппаратов, напомним, в декабре 2011 года добрался до последнего рубежа Солнечной системы – так называемого региона стагнации. Протяженность этого региона неизвестна, поэтому ученые не знают, когда аппарат окажется в межзвездном пространстве.

По материалам "Лента"