Генетики выяснили почему все люди разные

Генетики сумели обнаружить тысячи небольших фрагментов ДНК, которые воздействуют на процесс формирования черт лица.

Они также продемонстрировали, что модификация этих генов может приводить к изменению формы лица, пишет Podrobnosti.ua.

Результаты исследования, опубликованные в журнале Science, помогут ученым составить более четкое представление о механизме формирования дефектов развития.

По словам генетиков, хотя исследование проводилось на подопытных животных, этот же механизм должен участвовать в формировании лица у человека.

Профессор Аксель Визель из Института геномных исследований при Лоуренской Национальной лаборатории в Беркли в Калифорнии, сообщил Би-би-си: "Мы пытаемся выяснить, как эти инструкции по формированию лица закодированы в геноме человека".

Группа ученых из разных стран обнаружила более 4 тысяч "энхансеров", или модифицирующих генов, в геноме мыши, которые играют роль в формировании лицевых черт.

Эти короткие участки ДНК "включают" или "выключают" определенные гены. И для 200 из них ученые определили, каким образом и где они воздействуют на рост тканей у мышей.

Генетики также удалили три из этих энхансеров и изучили произведенный в результате эффект.

"Эти мыши выглядели вполне нормальными, но человеку трудно уловить отличия в лицах мышей", – говорит профессор Визель. – На помощь нам пришли результаты сканирования формы черепов мышей, которые выявляют очень тонкие различия в форме костей и тканей".

Оказалось, что изменения эти весьма мелкие. Однако у некоторых мышей формировались более длинные или более короткие черепа, а других появлялись более широкие или более узкие абрисы "лица".

"Это наводит на мысль, что данный энхансер играет какую-то роль в формировании костных тканей черепа, а это воздействует на различия во внешнем виде мышей", – говорит исследователь.

"Существует много разновидностей нарушения развития костных и мягких тканей черепа и лица [у человека] – например, волчья пасть и заячья губа, которые являются самыми распространенными", – указывает профессор Визель.

"Это очень серьезные нарушения в развитии детей. Они влияют на кормление, развитие речи, дыхание, для их исправления необходимы серьезные хирургические вмешательства, а кроме того, они часто приводят к психическим травмам".

По словам генетика, ученые находятся в самом начале пути, ведущего к пониманию процессов формирования лица, но уже первые результаты указывают на чрезвычайную сложность этого механизма.

Он считает, что не стоит рассчитывать на то, что в ближайшем будущем генетический анализ сможет прогнозировать внешний вид человека или что родители получат возможность менять генетический материал с целью изменения внешности будущего ребенка.