Нечасто Голливуд радует нас такими шедеврами, как «Марсианин». Для тех, кто еще не смотрел — это крупнобюджетный научно-фантастический фильм про космос, но без пришельцев, роботов и варп-двигателей. Главный и единственный антагонист фильма, Марс, противостоит главному герою, случайно оставленному там ботанику, которого блестяще сыграл Мэтт Деймон. Фильм «Марсианин» — это фильм о выживании с помощью науки.
Чтобы фильм получился правдоподобным, режиссер Ридли Скотт стремился к максимальной точности. Popular Science поговорил со Скоттом и двумя консультантами в его команде — Дэйвом Лавери, специалистом NASA, и Энди Уиром, автором книги, по которой был снят фильм, — о создании следующей главы в освоении космоса человеком.
Что вас привлекло в «Марсианине»?
Ридли Скотт: Я очень спокойно принял то, что я фанат научной фантастики. В течение многих лет после того, как постановки «Бегущего по лезвию» я этого не осознавал. Именно это заставило меня взяться за «Прометей». И когда зазвонил телефон, я читал [сценарий] «Прометей 2». В «Марсианине» меня восхитило то, сколько работы придется проделать NASA. Нельзя просто высадиться на Марс, и сказать: «Окей, давайте построим дом». Нужно еще много что сделать. По сути, первыми космонавтами придется стать строителям.
Дэйв Лавери: Это именно то, что мы в NASA постоянно пересматриваем и перерабатываем в ходе подготовки к первым высадкам. Нужно продумать все, что нужно космонавтам для того, чтобы выжить — от атмосферной для дыхания до вилок для еды. Когда начинаешь задумываться об этом всерьез, понимаешь, насколько это большая проблема.
Ридли Скотт: Думаю, тратить миллиарды на нескольких водопроводчиков не очень-то романтично, не так ли? Лучше позаботиться о воде до высадки.
Дэйв Лавери: Мы придерживаемся мнения о том, что место обитания должно быть подготовлено еще до того, как колонизаторы покинут Землю. Энди понимает правильно.
Насколько сложно придерживаться научной достоверности?
Энди Уир: Непросто рассказать интересную историю и сохранить научную точность, особенно если речь идет о реальной космической программе. Честно говоря, вся работа NASA заключается в том, чтобы действительно волнующие вещи не происходили — чтобы не было «О, Господи, мы скоро умрем» ситуаций. Чтобы они были больше похоже на: «Так, ладно, эта штука сломалась. Вот почему у нас есть еще четыре запасных».
Ридли Скотт: В книге так много исследований о том, как выжить вообще в любом месте. Это была действительно жизненная история и сценарий — идея, что этот парень Робинзон Крузо, так я это видел. Как он держится, когда осознает, что застрял? Интересно подумать о том, что ты сам будешь делать в подобной ситуации, используя только то, что у тебя под рукой. У тебя есть все для выживания, если, конечно, не паниковать. Постепенно мозг Марка Уотни [персонажа Деймона] настраивается на нужный лад.
Энди Уир: Мы с Дрю [Годдардом, сценаристом] долго работали над сценарием. Я очень ценю, насколько вы, ребята, отдались работе. Я был удивлен.
Ридли Скотт: Мы также часто разговаривали с NASA. Наш художник-постановщик ездил к ним и видел такие вещи, как новые скафандры. Кстати, чувак, мне эти скафандры не понравились. Господи Иисусе, эта раздутость. Думаю, наши костюмы вам понравятся намного больше (смеется).
Дэйв Лавери: У нас есть программа, в ходе которой мы пытаемся понять, какими должны быть скафандры для Марса. Одно мы уже поняли — скафандры времен «Аполлона» не годятся для марсианской среды. Мы делаем все возможное, чтобы сделать скафандры меньше и легче, более гибкими и удобными. Скафандры «Аполлона» были просто превосходными для своего времени. Но они не могут работать в течение нескольких недель или месяцев в условиях долгосрочного исследования.
Ридли Скотт: Мне нравятся большие белые скафандры. Мы используем их в конце. Они впечатляющие.
Насколько «Марсианин» близок к реальности?
Дэйв Лавери: Одна из вещей, которая произвела на меня впечатление в книге, за попытку быть технически точной — это правильная информация о том, какие ресурсы доступны и как решить проблему. Даже небольшие детали о других космических аппаратах, например, о том, что можно разобрать и использовать повторно. Очевидно, что этому предшествовало много исследований. И я был рад увидеть такой же подход к сценарию. Например,членами съемочной группы Ридли периодически связывались со мной, чтобы узнать, например, как на самом деле выглядел марсоход «Соджорнер».
Ридли Скотт: Мы воспроизвели «Соджорнер» и его «напарника». Он просто прекрасен. Почему бы просто не использовать его повторно?
Дэйв Лавери: Первой марсианской миссией, над которой я работал, был марсоход «Соджорнер».
Ридли Скотт: Бог мой.
Дэйв Лавери: Было приятно иметь возможность поговорить о нем, что там на самом деле было на борту.
Энди Уир: Две самые большие неточности в книге это, во-первых, инерция во время песчаной бури на Марсе — она не настолько сильна, чтобы нанести какой-либо ущерб. И во вторых, я имею поверхностное представление о противорадиационной защите. Я просто говорю: «Да, все эти штуки защищены от радиации». Но в реальной жизни это огромная проблема, без простого решения.
Были ли некоторые детали принесены в жертву ради самой истории?
Ридли Скотт: Я заставил его обернуть радиоактивный генератор космической фольгой, как огромный рождественский подарок.
Энди Уир: (Смеется) Это потрясающе. Ридли, да и другие люди, говорили мне: «Эй, погоди-ка, пыльная буря на Марсе не наносит такого ущерба». И я такой: «Да, так и есть». У книги была альтернативное завязка, но я ее отбросил, потому что она не такая интересная. Там это был отказ двигателя. Я сказал Дрю, что могу описать это со всеми техническими деталями. Но он сказал: «Нет, все довольны песчаной бурей. Это выглядит здорово».
Ридли Скотт: Буря вышла отличная. Мы не хотели это переснимать.
Как, по вашему, люди будут воспринимать исследование космоса после этого фильма?
Дэйв Лавери: Я немного подумал об этом. Идея, что это может быть одним из тех самых фильмов, которые помогают людям понять реалии исследования космоса — так же, например, как «Аполлон-13» — совершенно захватывающая. Книга и фильм также рассказывают историю человека, и это важно. То, как персонажи реагируют и справляются с огромными техническими проблемами, изложено очень точны. У меня есть один вопрос, связанный с этим, для Энди. Я был абсолютно очарован идеей, что все умения Уотни сосредоточены на его роли ботаника. И мне любопытно, как ты разработал эту идею. Это было «эй, у меня тут ботаник на Марсе; как ему выжить?» или «у меня целая куча проблем, и идеальный парень для их решения — ботаник»?
Энди Уир: Второе. Если ты собираешься долгое время находиться на Марсе, выжить без выращивания пищи невозможно. И вместо того, чтобы попытаться убедить читателя, что пилот может успешно вырастить урожай в неблагоприятных условиях, я подумал: «О, я могу сказать, что его научная роль — ботаник, и тогда никто не будет подвергать сомнению любые моменты, связанные с выращиванием растений, правильно?»
Ридли Скотт: Мы провели эксперимент, чтобы узнать, как можно выращивать еду на Марсе, чтобы показать это как можно точнее. Все это было на складе под искусственным освещением, будто мы марихуану выращивали (смеется).
Дэйв Лавери: Думаю, что фильм укрепит идею о том, что это нечто достижимое. Люди смогут понять, каково это — быть космонавтом. И более того, думаю, что люди также по новому взглянут на ботаников.
Вы бы отправились на Марс?
Ридли Скотт: Я слишком люблю Землю. И думаю, что не выдержу бесконечного путешествия. Космонавты должны быть абсолютно психологически устойчивыми. Снимаю перед ними шляпу.
Энди Уир: Научная фантастика и популярная культура преуменьшают сложность путешествия к Марсу. Люди думают: конечно, это будет посложнее, чем полет на Луну, но ладно вам, взлететь с Земли и сесть на другой планете, разве это настолько сложнее? Сложнее, на много, много порядков. Это требует иного уровня храбрости, куда большего, чем я ощущаю в себе.
Дэйв Лавери: На самом деле я бы хотел отправиться на Марс с одним условием: я хотел бы быть уверен, что я вернусь (смеется). Меня не интересует путешествие в один конец. Но если бы я смог вернуться, я бы полетел не раздумывая.
Источник: Popular Science