Когда ученые заблуждаются

Как любое лекарство имеет свои отрицательные побочные эффекты, так и развитие науки породило огромное количество суеверий и антинаучных мифов.

Ученые то и дело пытаются открыть людям глаза, объяснить появление различных заблуждений, которые иногда просто неискоренимы из сознания народа. Самые распространенные из таких мифов мы собрали здесь.

Человек взрывается в космосе

Фантастические голливудские фильмы внесли основной вклад в создание и распространение этого мифа. В самом деле, какой режиссер откажется от эффектно взрывающегося человеческого тела между звездами?

На самом деле человеческий организм способен выжить 15-30 секунд в открытом космосе без скафандра, при условии, что он выдохнет из себя весь накопившийся воздух (иначе разница между внутренним и внешним давлением разорвет ему легкие). 15 секунд спустя кислородное голодание вызовет обморок, а затем последует смерть от удушья.

Космические скафандры предназначены для осуществления безопасного пребывания и работы космонавта в открытом космосе.

Самая яркая звезда на небе – Полярная

У Сириуса звездная величина составляет 1.47, в то время как у Полярной звезды – лишь 1.97 (чем меньше значение, тем ярче звезда). Тем не менее, Полярная звезда (так же Киносура или Северная звезда) играет для ориентирования на местности и навигации существенную роль, поскольку всегда указывает на север, а ее высота над горизонтом совпадает с широтой места, откуда ведется наблюдение.

Полярная звезда представляет собой систему из трех звезд. Полярная «А» – яркая звезда-сверхгигант. Полярная «В» – находится в 18 угловых секундах от нее и видна уже в любительские телескопы, а Полярная «AВ» находится так близко, что ее смогли увидеть в 2006 году при помощи космического телескопа «Хаббл».

Правило пяти секунд

Собственно, даже те, кто пользуется этим правилом, отлично понимают, насколько оно абсурдно. Любые бактерии на сухом полу немедленно вступают в контакт с упавшей едой и загрязняют ее, независимо от того, прошло ли пять секунд или пять часов.

Впрочем, так ли это плохо – съесть бутерброд с дополнительными бактериями с пола? Ведь борьба организма с не слишком опасным источником заражения дополнительно укрепляет иммунную систему.

Так или иначе, многие люди кладут в рот даже упавший на пол кусок пирога или мяса, если он выглядит достаточно аппетитно. А «правило пяти секунд» – всего лишь своего рода шуточное оправдание.

У Луны есть темная половина

Луна, как и Земля, освещается солнечным светом со всех сторон.

Недоразумение возникло из-за того, что период обращения Луны вокруг нашей планеты в точности равен ее периоду обращения вокруг собственной оси. Поэтому обратную сторону Луны, вернее 41 процент ее поверхности, люди никогда не могли увидеть до начала эпохи освоения космоса.

Впервые Луну с невидимой стороны удалось сфотографировать в 1959 году с советской автоматической межпланетной станции «Луна-3». Основная часть ее кратеров находится именно на обратной стороне, зато, в отличие от видимой части, на «темной» половине почти нет морей.

Нервные клетки не восстанавливаются

Этот миф, пожалуй, самый научный в списке, поскольку он десятилетиями распространялся самими учеными. Только в 1998 году шведским и американским исследователям удалось обнаружить и исследовать процесс регенерации нейронов у взрослых людей.

Ранее считалась, что сложная структура мозга может серьезно пострадать в процессе образования новых клеток, однако новые факты показали, что области, ответственные за образование памяти, вполне способны создавать нейроны. Это открытие может впоследствии внести существенный вклад в развитие терапии болезни Альцгеймера.

Монетка, летящая с небоскреба, может убить

Еще один миф, распространяемый дурными голливудскими фильмами. В школе учат, что благодаря ускорению свободного падения у поверхности Земли скорость падающего тела постоянно возрастает. В случае точечных тел это на самом деле так.

Однако из-за аэродинамических свойств монетки, сила сопротивления воздуха также будет достаточно велика, поэтому слишком большую скорость предмету набрать не удастся.

Удар такой монеткой гуляющему под небоскребом пешеходу, естественно, будет неприятен, но каких-либо серьезных увечий человек не получит.

Метеоры раскаляются от трения при входе в атмосферу

Когда метеорит влетает в атмосферу Земли, его температура поднимается из-за давления сжимающегося перед ним воздуха. Большинство метеоров действительно сгорает, не долетая до поверхности нашей планеты, превращаясь в «падающие звезды».

Зато метеориты, которые все же достигают Земли, практически всегда очень холодны – они немедленно покрываются коркой льда. Ведь их температура во время полета через космос всего на несколько градусов выше температуры абсолютного нуля, поэтому сжатому воздуху удается сжечь лишь внешнюю оболочку метеора, ядро же остается очень холодным.

Молния не бьет в одно место дважды

Если во время грозы вы вдруг заметите, что молния ударила в дерево – держитесь от него как можно дальше: скорее всего вскоре последует еще один удар. Ведь атмосферное электричество стремится как можно быстрее достичь земли, поэтому для разряда всегда выбирает самые высокие объекты в окрестности: деревья, дома и скалы.

В космосе нет гравитации

Гравитация есть везде, ведь это сила притяжения любых материальных объектов, а их в космосе предостаточно. Кажется, что космонавты на Международной Космической Станции парят в невесомости, однако на самом деле они находятся в постоянном процессе падения на Землю – вместе со своей станцией.

Правда, достичь поверхности планеты они не могут, оставаясь на орбите, где сила земного притяжения составляет лишь десять процентов от той, что ощущаем на себе мы.

Эволюция всегда означает улучшение

Естественный отбор на самом деле зачастую исключает нездоровые гены в процессе мутаций, однако известно немало случаев, когда одни и те же виды животных остаются неизменными в течение многих миллионов лет. Например, грибы, мхи, ракообразные и даже акулы. Эти организмы идеально адаптированы к изменяющейся среде.

Есть виды, которые в процессе эволюции сильно изменились, но не обязательно в лучшую сторону. А человек сам постоянно изменяет окружающую среду, зачастую делая ее непригодной для собственного выживания.

Итак, результаты трудов ученых, многочисленные эксперименты и опыты позволяют опровергнуть различные заблуждения современной цивилизации. И, конечно, антинаучные мифы будут появляться всегда, продвигая науку и являясь объектом исследований и экспериментов.

Источник – «Naked Science»