История этих гигантов началась марте в 1974, когда во время пахоты на поле близ холма Монте Прама на западе итальянского острова Сардиния были обнаружены остатки статуй из песчаника. Истуканов нашли местные жители, арендовавшие поле и готовившиеся к севу. Они с досадой отбрасывали на край поля камни, которые извлекали из земли, не понимая их ценности.
Камень оказался головой
Однажды крестьянин Сисиннио Подди вместе с владельцем земли Джованни Корриасом разглядели в одном из камней голову и сообщили об этом археологу Джузеппе Пау, после чего начались раскопки. Головы статуй поражали необычными глазами из двух концентрических кругов. Пять сезонов археологи проводили раскопки. В результате было собрано более пяти тысяч обломков, включая 15 голов и 22 туловища. Началась работа по восстановлению статуй. В процессе выяснилось, что высота фигур составляет от двух до двух с половиной метров. Тогда и возникло название «Гиганты из Монте Прамы».
Некоторые фрагменты статуй были выставлены в Национальном археологическом музее в Кальяри – столице Сардинии, но большинство находилось в запасниках музея. Помимо статуй среди находок были несколько каменных моделей построек и байтилы – священные камни. Британский археолог Дэвид Риджуэй назвал гигантов из Монте Прамы «одним из самых замечательных открытий, сделанных где бы то ни было на итальянской земле в XX веке».
В 2005 году министерство культурного наследия Италии и правительство Сардинии выделили дополнительные средства, и, спустя еще 9 лет, основные работы по реконструкции статуй были закончены. В результате общее число фигур, по оценкам археологов, составляет более 40, а 38 из них удалось собрать.
Гробницы гигантов
Созданы гиганты были между IX и VIII веками до нашей эры. Они относятся к нурагической культуре, которая процветала на Сардинии с конца II тысячелетия до н. э. и до II века н. э., когда остров захватили римляне. Название нурагическая культура получила благодаря характерным постройкам – каменным башням (итал. nuraghe, nuraghi, сард. nuraghes, nuraxis). Сейчас археологам известно до 8 тысяч таких башен разной степени сохранности. Самая знаменитая – Су-Нуракси-ди-Барумини (Su Nuraxi di Barumini), внесенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Откуда происходит название башен — неизвестно. Павсаний упоминает, что среди иберов, переселившихся на Сардинию, был Норакс. Возможно, это имя родственно слову «нураг».
Другой вид сооружений, оставшийся от этой культуры, – так называемые «гробницы гигантов» (итал. tomba dei giganti, сард. tumbas de sos zigantes). Их известно более 300 и они напоминают мегалитические храмы Мальты.
Наконец, третий тип сооружений – «священные колодцы». Это подземные источники (а иногда и просто резервуары для воды), которые были покрыты куполом и окружены стенами. Для нурагической культуры характерны бронзовые статуэтки, изображающие людей, часто вооруженных.
Тит Ливий и другие римские авторы, говоря о постройках коренных жителей Сардинии, упоминают укрепления castra и подземные сооружения spelunca. Видимо, за этими словами скрываются башни-нураги и «гробницы гигантов». Почти все гиганты были найдены в одном месте – в некрополе на невысоком холме Монте Прама («Холм Пальм»). Лишь одна голова обнаружилась на расстоянии около 8 километров, в некрополе у священного колодца Банатоу, неподалеку от городка Нарболия. Примерно в двух километрах от Банатоу находится нураг С’Ураки. Голова в Банатоу была найдена в 1965 году, почти на 10 лет раньше остальных статуй. Еще одна похожая статуя обнаружена в Сан-Джованни-Суэрджу на юге острова.
Фрагменты скульптур находились на вершине некрополя, расположенного на склонах холма, увенчанного нурагом. Некрополь сейчас полностью раскопан. В захоронениях найдены скелеты людей, мужчин и женщин, в возрасте от 35 до 50 лет. Погребенные находились в сидячем положении или на корточках.
Телохранители бога
Гипотез о том, кем были эти гиганты, уже немало. Некоторые исследователи полагают, что каменные изваяния играли роль охраны гробниц. Другие, напротив, считают, что статуи относятся к находившемуся неподалеку храму. Согласно этой теории, храм со статуями был возведен в память о победе представителей нурагической культуры над карфагенскими захватчиками. В этом случае статуи изображали свиту или телохранителей божества.
Гиганты из Монте Прамы представляют собой изображения кулачных бойцов, лучников и вооруженных воинов. На лицах четко обозначены надбровья и нос, а также, конечно, ставшие знаменитыми концентрические глаза. Рот слегка обозначен. У части статуй по бокам головы спускаются косы. Когда-то статуи были раскрашены. Так, грудь лучников была красной, другие фрагменты – черными.
Тех из гигантов, которых условно называют кулачными бойцами, больше всего среди статуй. Они имеют на руках цесты – ременные обмотки на ладонях и предплечьях с твердыми накладками, характерную экипировку для античного кулачного боя. На бойцах набедренные повязки, туловище обнажено (на статуях обозначен пупок), лишь верхняя часть груди снабжена некоторой защитой. В левой руке они поднимают над головой прямоугольный, слегка изогнутый шит.
Лучников среди гигантов пятеро. Они одеты в короткие туники, имеют шлемы и нагрудники, ноги защищены поножами. Шлемы защищают голову до затылка, оставляя открытыми уши. Шлемы снабжены рогами, подобно шлемам на нурагических бронзовых фигурках. В левой руке, защищенной наручной повязкой, гиганты держат лук, правую протягивают вперед в жесте, характерном для бронзовых статуэток нурагической эпохи. Луки переданы очень подробно, а также колчаны, висящие сзади. У одной из фигур, помимо колчана, есть ножны для меча. Волосы, как и у кулачных бойцов, заплетены в косы.
В качестве воинов точно определяются две и предположительно еще одна фигура. Но их наверняка было больше, насколько позволяют судить найденные фрагменты. Вооружены они мечами и круглыми щитами. На головах такие же, как у лучников, шлемы с гребнем и рожками. Есть также нагрудники и поножи.
Помимо фигур, в числе находок каменные модели башен-нурагов. Они бывают простые (одинокая башня) и сложные (большая центральная башня и четыре поменьше по бокам). Сложные имеют высоту до 1,4 метров, простые от 14 до 70 сантиметров. Иногда на них встречаются вырезанные знаки: треугольники, вертикальные линии и другие. Наконец, священные камни байтили имеют простую геометрическую форму (конус или усеченный конус) и не несут на себе изображений. В некоторых есть отверстия, которые, по гипотезе археолога Джованни Лиллиу, символизируют глаза божества.
Максим Руссо, «Полит.Ру»