Топ-100

Обнаружена планета, освещаемая четырьмя солнцами

Уникальная экзопланета, получившая имя PH1 по названию сайта астрономов-любителей Planethunters.org, была обнаружена двумя непрофессиональными астрономами Кияном Джеком из Сан-Франциско и Робертом Галиано из Коттонвуда в Аризоне.

Уникальность данного космического тела в том, что оно обращается по сложной орбите вокруг четырех звезд. Отдаленная от Земли на 5 тысяч световых лет планета входит в двойную звездную систему, которая в свою очередь обращается вокруг другой звездной пары, пишет Пол Ринкон, редактор отдела науки Би-би-си. Это первый наблюдаемый случай такого рода.

Планета является газовым гигантом, по размеру сходным с Нептуном, а ее диаметр в 6 раз больше земного.

Астроном Крис Линтотт из Оксфордского университета считает, что такой космический объект мог возникнуть только в результате стечения весьма редких обстоятельств.

"Все четыре звезды, которые воздействуют на планету своим притяжением, создают чрезвычайно сложную гравитационную среду. Однако при этом планета движется по стабильной орбите, – заявил астроном. – Это трудно объяснить и еще труднее предугадать".

Двойные звездные системы широко распространены. Однако планеты в таких системах встречаются сравнительно редко. Открытие планетной системы у двойной звезды, входящей в систему из еще одной двойной звезды, является исключительной редкостью.

"До сих пор было известно о существовании шести экзопланет на устойчивых орбитах в системах двойных звезд, и все они обращаются на очень близком расстоянии от звезд", – говорит доктор Линтотт.

"Это говорит нам, что планеты способны формироваться во внутренних районах протопланетных дисков, которые состоят из пыли и газов. Это может пролить свет на общие механизмы формирования планет", – считает британский астроном.

Для справки: Сайт Planethunters ("Охотники за планетами") был создан в 2010 году с целью использования в астрономии способностей человека при распознавании образов; этот сайт публикует изображения звезд, получаемые с помощью американского орбитального телескопа "Кеплер", который был запущен в космос в марте 2009 года с целью поиска планет земного типа, обращающихся вокруг других звезд. Он способен воспринимать малейшие колебания в интенсивности излучения звезд, которые сигнализируют о прохождении экзопланеты перед ее видимым диском.

Посетители сайта Planethunters получают доступ к этим астрономическим данным и могут принять участие в распознавании полученных изображений.

"Компьютерный анализ данных полностью пропустил эту систему. Это означает, что могут существовать и другие звездные системы, которые прошли мимо нашего внимания. Мы только что разместили на сайте большой объем новых данных, которые помогут найти новые звезды с экзопланетами, – говорит доктор Линтотт. – Мы используем человеческие методы распознавания изображений, которые способны определять объекты, недоступные для компьютерного анализа".

По материалам: Novosti-n.mk.ua