Обнаружена самая гигантская черная дыра

Сенсационное открытие сделала международная группа астрономов из университетов Японии, Финляндии и Турции.

Обнаруженная черная дыра находится примерно в 3,5 млрд. световых лет от Земли и на данный момент она по праву может считаться самой огромной во всей Вселенной, так как по своим размерам и массе она в разы превосходит все известные к настоящему времени черные дыры.

Во Вселенной существует многочисленные галактики со сверхмассивными черными дырами в центре, а также с небольшими черными дырами звездного масштаба в остальных регионах галактик. Считается, что сверхмассивные черные дыры растут вместе со своими галактиками.

Но новые наблюдения показывают, что данное правило работает не всегда. Более того, они полностью рушат его. В большинстве систем масса черной дыры составляет примерно 0,1% от массы центральной области галактики. Однако сейчас исследователи открыли черную дыру, на которую приходится 59% массы центральной области галактики. Сама по себе черная дыра является одной из самых больших, а вот галактика, в которой она сидит, значительно меньше нашей.

Такие галактики, как Млечный Путь, делятся на три условных региона: диск, который содержит наиболее яркие и молодые звезды, спиральные рукава и центральный регион, где расположены старые звезды и наибольшее сосредоточение газа, придающего галактике свечение. При такой конфигурации почти все галактики имеют сверхмассивную черную дыру внутри. Считается, что черная дыра и галактический центр находятся в тесной взаимосвязи. Проще говоря, дыра активно пожирает вещество из центра.

Ученые исследовали галактику NGC 1277, относящуюся к семейству линзовидных галактик, напоминающих более распространенные спиральные галактики (к коим относится и Млечный путь), но они не имеют спиральных рукавов. По своим размерам NGC 1277 довольно компактная, ее масса составляет около 120 млрд солнечных масс или примерно 10% массы Млечного Пути. Кроме того, у NGC 1277 нет очень яркой центральной части, но у нее есть «псевдо-выпуклость», где расположена черная дыра-гигант.

Для изучения массы NGC 1277 ученые использовали телескоп HET (Hobby-Eberly Telescope) в Техасе. Ранее этот телескоп исследовал около 700 галактик, из которых шесть необычно быстро вращались. Ученые говорят, что столь быстрое вращение должно было возникать в результате воздействия центробежных сил, которые возникали из-за большой концентрации массы в центре объекта.

При помощи более детального исследования, проведенного мощностями телескопа Хаббл, исследователи выявили, что внутри NGC 1277 находится гигантская черная дыра, масса которой составляет примерно 20 млрд солнечных масс. С учетом общей массы галактики, на долю черной дыры приходится примерно 14% массы или 59% массы центральной области.

Астрономы говорят, что обычно сверхмассивные черные дыры пропорциональны размеру центральной области. Так было всегда, но только не в случае с NGC 1277.

Сама по себе эта галактика имеет много старых звезд, что указывает на отсутствие признаков взаимодействия между NGC 1277 и другими галактиками по соседству. Следовательно, черная дыра-гигант росла по обычному сценарию и на нее не было никаких воздействий извне. А раз так, то у ученых нет объяснения тому, как дыра могла дорасти до таких масштабов.

Рядом с ней была обнаружена ещё одна большая черная дыра, масса которой составляет 100 млн. солнечных масс.

Чёрная дыра – это некая область в пространстве, гравитационное притяжение в которой настолько велико, что покинуть её не могут даже объекты, движущиеся со скоростью света, и излучение.

Поверхность, окружающая черную дыру, обладает таким свойством, что любое вещество и излучение свободно проходят сквозь нее, а выйти не могут.

По материалам "Комментарии"