Окно в мир Гипербореи

Реликтовое озеро Восток, случайно обнаруженное сотрудниками одноименной полярной станции, расскажет ученым о секретах мироздания.

Прошлогодняя вода для Путина

Когда в конце 60-х гг. в Антарктике заработала новая полярная станция "Восток", никто и не подозревал, что под слоем вечной мерзлоты таится гиперборейское чудо. Гигантское подледниковое озеро обнаружилось лишь в 1994 г. в ходе экспериментов по палеоклиматическим реконструкциям, хотя гипотезу о существовании такого водоема выдвигал еще знаменитый академик Капица в 1957 г. Но прежде чем 5 февраля 2012 г. буры Российской Антарктической экспедиции достигли поверхности озера, ученые прошли через всевозможные мытарства.

В частности, пришлось изменить технологию бурения скважин, чтобы удовлетворить претензии Международного Антарктического сообщества, обеспокоенного возможностью загрязнения реликтовых вод компонентами бурильной смеси. Лишь к 2006 г. полярникам удалось разыскать подходящую технологию среди множества забытых разработок советской науки. Вкратце ее суть сводится к использованию керосиново-фреоновой смеси в качестве бурильной жидкости. Поскольку керосин легче воды, смешения бурильной жидкости и озерных вод не произойдет. В скважине будет поддерживаться постоянное гидростатическое давление, которое вытолкнет жидкость наверх. По пути она успеет замерзнуть, образовав пробку, препятствующую проникновению сторонних примесей в первозданное озеро.

После согласования технологии с экологами ученым пришлось побегать за государственным допуском к бурильным работам в Антарктике, который был подготовлен лишь в ноябре 2010 г., так что к непосредственной реализации проекта полярники приступили только в нынешнем сезоне 2011-2012 гг., остановившись на рабочей глубине 3769,3 метра. К середине мая 2013 г. начальник Российской Антарктической экспедиции Валерий Лукин рассчитывает получить первые образцы ледяного керна из озерных вод.

К слову, с водой у хранителей гиперборейских тайн произошел досадный конфуз: когда достижениями отечественной науки заинтересовался премьер-министр РФ Владимир Путин, руководство экспедиции торжественно передало ему колбу с желтоватой жидкостью при посредничестве главы Минприроды Юрия Трутнева. "Любопытно было бы: динозавры пили, Трутнев пил", – растроганно пробормотал премьер. Однако то ли смущенный важностью момента чиновник что-то напутал, то ли ученые мужи изволили некорректно выразиться, но глава правительства так и не отведал воды, которую когда-то пили динозавры: на колбе нарисовалась предательская наклейка с датой "5 декабря 2011 г". Предвосхитив обиду премьера, полярники элегантно замяли дело, объяснив, что талая вода, взятая из нижних горизонтов, идентична замерзшей воде озера.

Кислородный коктейль или новый космодром?

По мнению исследователей, открытие таит революционные перспективы – ранее никто не проникал в недра планеты так глубоко. Следовательно, о возможных обитателях Гипербореи ничего достоверно неизвестно. Пока год спустя не подоспеют результаты лабораторных исследований керна, ученым остается только строить версии. К примеру, заведующий группой криоастробиологии Лаборатории генетики эукариот Петербургского института ядерной физики Сергей Булат надеется обнаружить в образцах ранее неизвестный науке вид кислородолюбивых бактерий, получивших гипотетическое название "оксигенофилы". Только такие микроорганизмы смогли бы выжить в перенасыщенных кислородом водах подледникового озера. Так, озеро Восток получает подпитку тающих ледников. Как известно, лед содержит мелкодисперсные пузырьки кислорода, а медленно замерзающая озерная вода их не образует и, как следствие, теряет способность собирать кислород. В результате газ относительно равномерно распределяется в толще воды. По предварительным подсчетам, концентрация кислорода в воде озера Восток может достигать 0,7-1,3 грамма на литр. Это много даже для рыбы – концентрация кислорода в реках, как правило, колеблется на уровне 5-6 мг/л. Чего уж говорить о бактериях, появившихся на Земле задолго до обогащения атмосферы кислородом! Тем не менее, наука допускает возможность существования бактерий, приспособленных к жизни в таких условиях, пока не получит возможность убедиться в обратном. "Если такие микроорганизмы все-таки будут обнаружены, это станет фундаментальным открытием в области эволюции жизни. А если жизни там нет, то это не меньшее открытие: значит, озеро Восток будет единственной безжизненной областью на Земле", – рассуждает ученый.

Но пока оптимисты лелеют радужные мечты, пессимисты предупреждают, что озеро Восток может сыграть роль Пандориной шкатулки, только в этот раз на голову любопытного человечества падут не проклятия древних богов, а глобальные эпидемии неизвестных болезней. Ведь если существование бактерий-оксигенофилов и вправду возможно, но где гарантия, что они не окажутся болезнетворными? К тому же в ходе эволюции реактивность иммунной системы человека претерпела серьезные изменения. Что было безвредно для австралопитеков, может оказаться смертельно опасным для наших современников. Впрочем, пытливые умы редко прислушиваются к увещеваниям скептиков.

Вместе с тем не только биологи заинтригованы открытием российских полярников. Донные отложения озера представляют большой интерес для геологии, поскольку в них запечатлена информация о судьбе Антарктиды до эпохи оледенения. Есть свои виды на Восток и у исследователей космоса. По мнению некоторых астрофизиков, гидросфера озера Восток по ряду физико-химических параметров напоминает природные условия на некоторых спутниках Юпитера. В таком контексте изучение реликтового озера приобретает принципиальное значение для космической экспансии человечества. По оценкам специалистов, Восток может стать отличным местом для отработки межпланетных технологий вплоть до сооружения внеземных поселений и звездных городков.

Подготовила Анабель Ли,