Реставраторы рассердили верующих, ведь многовековая грязь вдохновляла верующих
Шартрский собор во Франции, считающийся одним из лучших образцов французской готики, после 10-летней реставрации лишился почитаемой святыни – «Черной Мадонны»: образ стал светлым.
Деревянная скульптура XVI века изображает Деву Марию с младенцем в образе царя и царицы небесных, пишет The New York Times (перевод newsru.com). Оба были черного цвета, верующие поклонялись этой святыне более 500 лет. По мнению специалистов, черными образы были не всегда, поэтому реставраторы очистили их от копоти и грязи. Однако посетителям собора это не понравилось, и они раскритиковали действия ученых.
В процессе реставрации побелела не только «Черная Мадонна», но и стены готического храма. Жители Шартра и паломники стали оставлять в книге посетителей записи, в которых работу реставраторов называли китчем и безвкусицей. Собор, по мнению некоторых возмущенных католиков, теперь выглядит как новодел.
Реставраторы в свою очередь возмущены такой оценкой их работы и заявляют, что вернули собору и его убранству первозданный вид: очистили от копоти свечей и каминов, а также от многовековой грязи. «Черная Мадонна» изначально была белой, и это было установлено перед реставрацией. Историк искусства средних веков, профессор Гарварда Джефри Хамбургер рассказал, что «нет никаких оснований испытывать ностальгию по грязи». «Ассоциирование средневековых соборов с темным, мрачным местом — это фундаментальное заблуждение, — пояснил он. — Это не храмы меланхолии».
Реставраторы также очистили большую часть витражей, включенных в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Но несколько из них оставили грязными — чтобы посетители могли увидеть контраст. Реставрация собора продолжалась 10 лет и стала наиболее существенной реконструкцией со времени его строительства между 1194 и 1225 годами.
За прошедшие 800 лет внутреннее убранство здания изменилось до неузнаваемости. Реставраторы хотели не только очистить собор от грязи и копоти, но и дать понимание, как он выглядел в XIII веке. Его интерьер был создан таким образом, чтобы верующие могли видеть в нем «рай на земле». Современные же посетители, как оказалось, испытывают скорее шок, нежели благоговение. Очистка и восстановление Шартрского собора поставили, таким образом, дискуссионный вопрос о том, насколько далеко реставрация должна простираться, о ее границах и о сочетании представлений о памятниках культуры и исторической правды.