Открыта самая "густонаселённая" галактика

Астрономы НАСА нашли очередное чудо или чудовище – космический телескоп Hubble в содружестве с обсерваторией Chandra обнаружили самую плотную из существующих в нашей части Вселенной галактику.

Карликовая галактика получила номер M60-UCD1, в ней на единицу объема приходится невероятное количество звезд. Астрономы пытаются понять, как она развивалась в прошлом, и что могло привести к столь высокой плотности звездного вещества. Галактике уже почти 10 миллиардов лет, она довольно стара, и расположена в 54 миллионах световых лет от Земли. Ее светимость – одна из самых невероятных, масса тоже потрясает воображение, она в 200 миллионов раз больше солнечной.

С помощью 6,5-метрового многозеркального телескопа (Multiple Mirror Telescope) астрономы изучили звёзды M60-UCD1, в частности, содержание в них химических элементов тяжелее водорода и гелия. Оказалось, что состав светил подобен солнечному.

"Содержание тяжёлых элементов в этой галактике – благодатная почва для развития планет и, возможно, формирования жизни", — утверждает соавтор исследования профессор Анил Сет (Anil Seth) из университета Юты.

Ещё одной интересной особенностью M60-UCD1 является источник яркого рентгеновского излучения в центре галактики, он был выявлен обсерваторией "Чандра". Возможно, это сверхмассивная чёрная дыра, примерно в 10 миллионов раз тяжелее нашего Солнца.

Астрономы надеются со временем выяснить, изначально ли M60-UCD1 была так густо заполнена звёздными скоплениями или же она стала более плотной из-за прихода в эту область пространства чужих солнц. Поясним. Большие чёрные дыры не встречаются больше ни в одном звёздном скоплении.

Если источник рентгеновского излучения угадан верно, вполне может быть, что чёрная дыра возникла в результате столкновения M60-UCD1 с одной или несколькими близкими галактиками. Большая масса галактики и наличие элементов тяжелее водорода и гелия − ещё один аргумент в пользу гипотезы, что M60-UCD1 − остаток другой, гораздо большей галактики.

Если эта теория верна, то изначальная галактика была больше в 50-200 раз и была во многом похожа на Млечный Путь. Возможно, переформирование произошло очень давно, и M60-UCD1 не менялась в размерах в течение нескольких миллиардов лет.

Согласно другой гипотезе, густонаселённая галактика могла сформироваться в результате эволюции шарового скопления звёзд.

По материалам "Аргументы"