Почему не выжил неандерталец?

Неандертальцы вымерли примерно 20-30 тысяч лет назад. Причина их вымирания – один их ключевых вопросов, которые обсуждаются современными учеными, ведь до сегодняшних времен не осталось ни одного неандертальца, а все, что осталось от сотен племен и семей, скитавшихся по Европе и Центральной Азии, это лишь сомнительные погребения, орудия труда, кости и артефакты, ну и ДНК, конечно же. Именно ДНК – это то, что унаследовали гомо сапиенс или современные люди.

История неандертальца

Неандертальцы 40 тысяч лет назад распространялись по всему миру, направляясь из Африки в Европу, Азию и Австралию. Они не были единой группой, а их название произошло из долины пещер в Германии под названием Неандерталь, где впервые был обнаружен и идентифицирован первый череп неандертальца.

Неандертальцы, как и гомо сапиенс, пользовались огнем и орудиями труда, но все равно отличались от человека разумного. Неандертальцы преимущественно жили небольшими группами по 10-15 человек и располагали небольшим количеством ресурсов. Они питались исключительно мясом, в отличие от человека разумного, из-за этого им приходилось переживать непростые времена, когда недоставало пищи.

Всего спустя тысячу лет после встречи неандертальца с гомо сапиенс, все особи, представляющие неандертальцев, вымерли, а человек разумный обрел положение доминирующего гоминина.

Ученых мучит вопрос, какие процессы имели место на протяжении этого фатального для неандертальцев тысячелетия? И как человеку разумному жилось бок о бок с существами, которые для него казались, скорее всего, гуманоидами?

Слияние или вымирание

Интересно, что долго время ученые не получали совершенно никаких объяснений, кроме обычных предположений. А пару десятилетий тому назад ученые были уверены, что имело место столкновение, в ходе которого неандертальцы не смогли противостоять более совершенному оружию и интеллекту другой группе гомининов. Французский ученый Ричард Клейн заявлял, что не хочется думать о холокосте, однако это наиболее вероятный вариант.

Сейчас же антропологи говорят о другом. В частности, Милфред Уолпофф из Мичиганского университета, что в США, предполагают, что две группы гомининов сформировали гибридную новую человеческую группы. Теория ученого говорит о том, что неандертальцы не были истреблены, а человек разумный произвел с ними на свет потомство, прошло время и генетическая уникальность сошла на нет. Эта теория подтверждается весьма убедительными доказательствами – в ДНК человека есть и гены неандертальцев.

Исследователи сомневаются в том, располагали ли неандертальцы какой-то культурой, так как доказательств этому не так много, но все же есть. В частности, в некоторых пещерах были найдены надписи и даже с применением красок, хотя нельзя забывать, что в это время по этим же просторам разгуливал и человек разумный. Он мог просто выгонять неандертальцев и забирать их орудия и пещеры.

Выходит, что неандертальца могло преследовать только два варианта исхода: соединение с гомо сапиенс или вымирание от рук людей.

Ученый Сванте Паабо, который возглавил проект по секвенированию ДНК неандертальцев, не так давно заявил о новом невероятном открытии, которое приподнимает ширму над тем, почему современный человек остался жив, а неандерталец исчез без вести. Группа ученых под руководством Паабо проанализировала секвенированный геном денисовцев, которые являются наиболее близкими к гомининами к неандертальцам, чем гомо сапиенс. В результате было установлено, что у гомо сапиенс есть несколько участков ДНК, которые не совпадают ни с ДНК денисовцев, ни с ДНК неандертальцев. Ученые полагают, что уникальные звенья стали результатом большей мозговой деятельности, нежели у неандертальцев. То есть мозг человека разумного был несколько иным, что могло благоприятствовать ассимиляции гомо сапиенс и неандертальцев, а также доминированию человека разумного над другими видами.

Убивает то, благодаря чему однажды выжили

Таким образом, 30 тысяч лет назад способность ассимилировать другие культуры помогла тогдашним людям выжить, однако в современном мире эта же ассимиляция способна нас же и погубить. Ведь численность людей и любовь к ассимиляции привела к распространению бедствий и напастей, неоднократно ставя человечество на грань вымирания. Опять же человечество встретилось лицом к лицу с голодом. То есть спустя тысячелетие обычаи и привычки, которые помогли людям разумным после слияния с неандертальцами выжить в доледниковой Европе, превратилось для человечества в тяжкое бремя.

По материалам "Биржевой лидер"