Пять крупнейших научных открытий 2013 года

В 2013 году человечеству удалось достичь края Солнечной системы, найти озеро на Марсе и разобраться со своими предками.

1. Открытие Планеты подобной Земле

По крайней мере 100 млрд экзопланет находится в нашей галактике Млечный путь. Но, к несчастью, не все они пригодны для обитания. И все из-за так называемой зоны обитания — оптимального расстояния до своих звезд для возникновения жизни, пишет Techno.bigmir.net.

Тем не менее, подобных Земле планет хватает. Например, Кеплер-62f — планета размером с Землю, находящаяся в зоне обитания. Правда, добраться до нее будет не просто — она находится на расстоянии 1200 световых лет от нас.

2. Клонирование стволовых клеток

После 10 лет неудачных попыток исследователи из Орегонского университета здоровья и науки клонировали человеческие эмбрионы, собрав их стволовые клетки. Они также вырастили клетки кожи и сердца, сделав первый шаг к их использованию в трансплантации.

Ключом к успеху стало добавление кофеина в процессе клонирования.

3. Край Солнечной системы

В 2012 году астрономы уже говорили, что спутник Вояджер-1 достиг края Солнечной системы, но после анализа данных выяснилось, что это не так. Но теперь уже и специалисты NASA уверяют, что Вояджер не испытывает влияния солнечного ветра, что может быть признаком выхода в околозвездное пространство.

Что именно там будет ждать спутник — никто не знает. А подтвердить или опровергнуть выход из Солнечной системы может спутник Вояджер-2, который тоже вскоре достигнет межзвездного пространства.

4. Озеро на Марсе

Нет, жидкую воду на Красной планете пока никто не обнаружил. Речь идет о месте, где около трех млрд лет назад было озеро, в котором вполне могла обитать жизнь.

Рельеф бывшего озера будет изучен марсоходом Curiosity, на который NASA потратило $2,5 млрд. И, похоже, это было правильное капиталовложение.

5. Запутанная родословная

В 2013 году история человечества заиграла новыми красками. Как выяснилось, хомо сапиенс имел всего одного предка.

Так, в Грузии нашли череп, возраст которого составляет 1,8 млн лет. Это позволило предположить, что большого количество различных видов человека просто не существовало, а все ранние находки должны быть объединены в один вид — человек прямоходящий.

Также в этом году провели анализ ДНК неандертальцев из испанской пещеры. Выяснилось, что они имеют общие корни с денисовским человеком, жившим на Алтае, кости которых нашли в Денисовой пещере.

Этот факт позволяет предположить, что древние люди были потомками человека прямоходящего.