Раскрыт секрет нежной кожи Джоконды

0

Причины улыбки Моны Лизы до настоящего времени остаются загадкой, однако, исследователям из Лувра удалось расшифровать некоторые секреты ее нежной кожи.

Химики-аналитики из Лувра смогли расшифровать, как Леонардо да Винчи смог нанести тени на портрете Моны Лизы, не нанося при этом заметных мазков кистью. Примененная да Винчи при создании портрета Джоконды техника столь необычна и обсуждалась столь длительное время, что этот метод нанесения теней уже получил название «сфумато» (sfumato – дым, дымка по-итальянски).

Хотя ранее экспертам было известно, что причина игры света и тени сфумато обусловлена глазурью, покрывающей картину Мастера, впервые исследователям удалось точно определить толщину и химический состав глазури сфумато.

Группа исследователей под руководством Филиппа Уолтера использовали портативную неинвазивную методику – рентгеновскую флуоресцентную спектроскопию для химического анализа лиц на семи шедеврах Леонардо да Винчи, включая «Мону Лизу».

Исследователи обнаружили, что в тех районах полотен, на которых Леонардо да Винчи изображал лица с игрой света и тени, обычно Мастер первоначально наносил слой свинецсодержащей белой краски, поверх которой накладывался слой свежей оттеночной краски. Поверх этой краски наносилось оттеняющее глазированное покрытие, и, наконец – заключительный слой лака. К практически прозрачному органическому слою глазури (эта глазурь изготавливалась из льняного масла и канифоли) Да Винчи добавлял небольшие количества неорганических пигментов, в состав которых входили оксиды марганца, кальция или железа. Дымчатое бесшовное оттенение сфумато, толщина которого составляет всего несколько микрометров, по эффективности сравнимо с тридцатью очень тонкими мазками кистью, пишет chemport.ru.

Специалист по химии хранения предметов изобразительного искусства из Университета Перуджи Бруно Брунетти говорит, что результаты, полученные химиками из Лувра, являются первым примером химического анализа глазури сфумато Да Винчи. Бруннети добавляет, что новая работа является изящной демонстрацией того, как должен проводиться неинвазивный анализ предметов художественной ценности, анализ которых другими способами невозможен.

Кроме «Моны Лизы» исследователи из Лувра в том числе проанализировали другие известные полотна да Винчи – «Иоанн Креститель», «Мадонна и младенец со святой Анной». На примере последней работы исследователи показали, что Да Винчи оттенял различные лица, используя глазури с различными неорганическими пигментами, хотя, существует альтернативная версия, что различные оттенки на различных лицах могут быть связаны с тем, что у Мастера была привычка писать одно полотно десятилетиями, а за годы Мастер Эпохи Возрождения мог разработать новый рецепт.

Как отмечает Уолтер, следующий этап исследований его команды будет заключаться в попытке воспроизведения некоторых древних рецептов глазури – исследователи хотят выяснить, как Да Винчи удавалось наносить мазки толщиной всего несколько микрометров. Уолтер отмечает, что возможность нанесения слоя такой толщины относится к вопросам реологии – Леонардо было необходимо значительно увеличить текучесть своих красок для нанесения слоев такой толщины. Помимо этого, в планах исследователей изучение состава глазури, нанесенной на полотна других известных живописцев эпохи Возрождения – Рафаэля и Рогир ван дер Вейдена.

Поделиться.

Комментарии закрыты