Раскрыта тайна загробного мира

Известно, что люди, переживающие состояние клинической смерти, нередко видят некий свет в конце тоннеля и другие образы.

Некоторым слышатся мистические голоса. Многие возносятся и видят свое тело на операционном столе или на трассе, где они попали в аварию, или проносятся в ярком световом коридоре, при этом наступает необыкновенный покой и умиротворение. Эти видения принято рассматривать как потусторонние силы или божественное начало, например, дорогу в рай.

Однако американские ученые-скептики недавно предложили свою гипотезу происхождения предсмертных видений. Исследователи использовали для наблюдений за смертельно больными людьми электроэнцефалограф, прибор, который замеряет электроактивность мозга. Исследование электроэнцефалограммы умирающих пациентов показало подъем электрической активности перед самой смертью.

«Мы думаем, что околосмертный опыт может объясняться подъемом электрической энергии, высвобождаемой, когда мозгу не хватает кислорода, — говорит Лакхмир Чавла, врач реанимации в медицинском центре Университета Джорджа Вашингтона.

– Когда кровоснабжение замедляется и уровень кислорода падает, клетки мозга производят один последний электрический импульс.

Он начинается в одной части мозга и распространяется лавинообразно, и это может дать людям живые ментальные ощущения».

Так что, поток света или даже фигура Бога, которые видят некоторые пациенты, имеют куда более вероятное биологическое, нежели метафизическое объяснение, считает доктор Чавла.

Куда ведет тоннель?

Объяснения предсмертным видениям ученые пытаются дать уже не в первый раз. В апреле прошлого года свою теорию опубликовали исследователи из Словении. Они провели анализ крови 52 пациентов, отобраной у них сразу после перенесенного сердечного приступа или остановки сердца. При этом 11 «возвращенцев» поведали о «мистических» видениях. В их крови было повышенное содержание углекислого газа, а также ионов калия.

«Мы не можем сказать, что это единственная причина галлюцинаций, однако повышенный уровень СО2 частично объясняет физический механизм подобных видений», – заявила руководитель группы исследователей Залики Клеменц-Кетис.

В том, что тоннель «рисует» кислородное голодание, уверен и российский врач-реаниматолог Николай Губин. «Дело в том, что в момент умирания части зрительной доли коры больших полушарий мозга уже страдают от кислородного голодания, а полюса обеих затылочных долей, имеющие двойное кровоснабжение, продолжают еще функционировать. В результате поле зрения резко сужается, и остается лишь узкая полоса, обеспечивающая центральное, «трубное» зрение», – говорит врач.

Есть объяснение и яркой вспышке света. Как утверждает доцент радиологического отделения из Пенсильвании (США) Эндрю Ньюберг, когда клетки мозга испытывают кислородное голодание, в первую очередь страдает боковое (периферическое) зрение. При этом все импульсы, исходящие от зрительных рецепторов, как бы группируются в один пучок, расположенный по центру. Таким образом, яркий свет в конце тоннеля может быть центральной точкой отключающейся зрительной системы. В результате этих процессов мозг начинает выделять защитные химические вещества, которые способствуют возникновению галлюцинаций, считает Ньюберг.

В пользу этой версии свидетельствуют и результаты экспериментов в одной берлинской клинике. В течение 22 секунд добровольца подвергали гипервентиляции легких, а потом резко сдавливали грудную клетку, и человек терял сознание. Когда подопытных приводили в чувство, они рассказывали о виденных ими тоннеле и пути к свету.

На тот свет – в желтом такси

Другую версию предложили ученые из университета Кентукки. Они полагают, что загадочные видения являются лишь тем, кто страдает нарколепсией. Люди с этой болезнью могут в момент отключиться от внешнего мира и видеть сны. Ученые провели исследования, задействовав в них 110 человек, половина из которых имела предсмертные видения. Было выяснено, что 60% из них не раз сталкивались с мгновенным переходом от бодрствования к быстрому сну.

Над природой нарколепсии ученые бились более ста лет. Оказалось, что поломка механизма, запускающего парадоксальную фазу сна, — это реакция иммунной системы, которая начинает поражать собственные клетки — специфические нейроны орексины. Посмертное изучение мозга нарколептиков показало катастрофическую потерю орексинов. Руководитель исследований профессор Кевин Нельсон считает, что предсмертные видения могут быть именно включением фазы парадоксального сна.

Интересные исследования в этой области провели немецкие социологи. Они обобщили опыт многолетних наблюдений за пациентами клиник Германии и Швейцарии, перенесшими клиническую смерть, и выяснили, что у пациентов незавершенный «путь в загробный мир» имеет отчетливый национальный или профессиональный характер.

Так, швейцарский альпинист в состоянии клинической смерти никакого света в конце тоннеля не увидел, а вознесся в голубое небо над альпийскими долинами и, как орел, парил среди розовых облаков. Индеец из племени хопи стремглав бежал на тот свет по прериям, как это делал всю жизнь во время охоты. Индианка скакала на корове прямиком на небо. Шофер такси из Нью-Йорка в состоянии клинической смерти ощущал себя летящим в небытие на желтом автомобиле, на котором обычно колесил по городу, зарабатывая на жизнь. Убедительный пример сплава культуры, общественных традиций и собственной биографии дает потустороннее переживание одной альпинистки из Швейцарии. Умирающей женщине показалось, что она стоит на вершине горы и слышит музыку: «Это была прекрасная музыка – мой любимый Моцарт, «Волшебная флейта». Там есть одно место, партия тромбона, которую играет мой друг – чудо как хорошо!»
Причем, среди атеистов чувство, что они «идут к Богу» появилось только у четверти опрошенных людей, а среди верующих – у каждого второго.

То есть, делают вывод исследователи, если картины, появляющиеся в момент затухания деятельности мозга, так тесно связаны с биографией человека и традициями общества, в котором он прожил свою жизнь, то они должны являться продуктом сознания, а не «вмешательством сверху».

В общем, из всего многообразия сведений о предсмертных видениях можно, пожалуй, выделить одно – собрано уже достаточно информации о характере видений, чего пока нельзя сказать о механизме их возникновения. Картина биохимии умирающего мозга далеко не полна – в ней все еще много необъяснимых пробелов.

Подготовила Александра Билярчик,