Миниатюрная рыжеволосая пианистка виртуозно исполняет 5 сентиментальных мелодий, сочинённых сыном Пьера-Жака Дро Генри-Луи. В такт музыке покачивается пышная причёска из тщательно уложенных локонов и вздымается очаровательная, слегка прикрытая кружевом, грудь. Томные глаза куклы с пышными ресницами кокетливо опущены и следят только за движением изящных пальчиков, ловко перебирающих клавиши мини-органа. Эта девушка – андроид. Андроид XVIII в.
Ее создатели – швейцарские часовщики и механики Пьер-Жак Дро и его сын Анри-Луи Жак Дро. Их куклы называли тогда по-другому – автоматоны.
Шедевры семьи Дро
Пьер Жак Дро родился в 1721 г. на небольшой ферме, расположенной в окрестностях городка Ла Шо-де-Фон. С 1738 по 1747 гг. он занимался часовой механикой: изготовил ряд напольных часов со сложными механизмами, которые превосходили по своим характеристикам все тогда существовавшие аналоги. Затем француз стал встраивать в свои часовые механизмы модули воспроизведения музыки.
Лорд Марешаль, губернатор княжества Невшатель, посоветовал Дро показать свои механические шедевры за границей, в частности, в Испании, где лорд мог помочь ему устроить встречу с королем. Презентация стала настоящим триумфом мастера – монарх и придворные были поражены часами, которые отбивали время автоматически, без какого-либо вмешательства извне. Несколько дней спустя мастер получил 2000 золотых пистолей: все привезенные им часы были приобретены разом для королевских дворцов Мадрида и Виллависиоза… Это была внушительная сумма, благодаря которой Пьер Жак Дро по возвращении домой смог полностью посвятить себя изготовлению карманных и настольных часов, а также созданию знаменитых автоматонов.
Начиная с 1773 г., семейное предприятие Жаке Дро и Лешо выпускало все более и более совершенные автоматоны. Высшая степень мастерства была достигнута с изготовлением трех кукол-автоматонов: «Писца», «Художника» и «Музыкантши». Автоматоны одеты по моде позднего рококо, роскошно и декоративно — расшитые золотом корсаж и шёлковые жилеты, батистовые сорочки в кружевах, короткие шёлковые панталоны, воланы, ленты, золотые пуговицы…
«Писец»
Автомат в виде пяти-шестилетнего ребенка держал в руке гусиное перо, аккуратно макал его в чернильницу и, наклонив голову, старательно выводил на бумаге крупные буквы. Окончив писать, он на несколько мгновений задумывался, поворачивал голову, брал песочницу, посыпал лист песком для просушки и, спустя несколько секунд, стряхивал песчинки. Комплекс механизмов позволял писать предложения, состоящие из 40 букв. Интересно, что этот автомат способен оценить, сколько на строке осталось места, и переносит слова, когда приближается край страницы. Он также соблюдал все знаки препинания. Это самый сложный автоматон, завершенный в 1772 г. и состоящий из 6000 деталей.
«Художник»
Это такой же мальчик, только он не пишет, а рисует карандашом на листе, время от времени останавливается, созерцает нарисованное, затем дует на бумагу, чтобы удалить с нее соринки, время от времени ерзает на стуле. Он может рисовать три картинки: портрет Людовика XV и его собаку с подписью mon toutou («мой пёсик»), королевскую чету Марию Антуанетту и Людовика XVI, а так же сцену с Купидоном, управляющим колесницей, запряженной бабочками. Этот автоматон был создан Анри-Луи Жак-Дро в 1773 г. и состоит из 2000 деталей.
«Музыкантша»
Девушка, играющая на органе и состоящая из 2500 деталей. Причем музыка самая настоящая, не записанная, — кукла в самом деле касается пальцами клавиш инструмента, изготовленного по специальному заказу и состоящего из 24 труб. Кукла даже «дышит» (можно увидеть, как двигается грудь), её глаза следят за тем, куда двигаются пальцы, и совершает некоторые движения, как настоящий музыкант.
Все эти куклы не раз вызывали жаркие споры оппонентов часовщика. И дабы развеять малейшие сомнения, Жак Дро оставил деревянные спины автоматонов открытыми.
Роботы Вокансона
Но «прадедушек» современных роботов создавали не только Дро. Не меньшую известность получили и механические автоматы Жака Вокансона. Он также создал три автомата. Флейтист, собранный им в 1737 г., был куклой в человеческий рост, и он действительно играл на флейте, причем все его движения повторяли человеческие, — он на самом деле выдувал изо рта воздух, а его пальцы нажимали на отверстия флейты. Некоторое время спустя Вокансон создал и еще одного музыканта – снова в человеческий рост, в костюме прованского пастушка. Одной рукой он играл на прованской флейте, а другой аккомпанировал себе на тамбурине. Его репертуар состоял из 20 разных мелодий. Наконец, третьим автоматом стала позолоченная медная утка, которая умела пить, есть, крякать, плескаться в воде и переваривать пищу, как самая настоящая.
И не только в Европе
Кстати, механические куклы создавали и в Японии. Так, например, известна «Чайная кукла» XVIII в., которая разносила гостям чашки с чаем во время чайной церемонии. На рубеже XIX-XX вв. в городе Кобе создавались куклы-автоматы Kobe Ningyo, которые умели играть на музыкальных инструментах, делать гимнастику и пить саке.
Тогда же в Европе куклы-автоматы стали обычным делом. Они умели курить, пускать надувные пузыри, танцевать, играть на гитаре, отдавать честь, кормить кошек, разливать чай. А также посылать воздушные поцелуи, ходить по натянутой проволоке, танцевать… да много чего еще.
По материалам Robo-homo.ru, Masterok.livejournal.com