Самые странные открытия биологии

Прошедший год в биологии был отмечен рядом странных открытий, которые если и не произведут научную революцию, то уж точно запомнятся как выдающиеся примеры бурной фантазии матери-природы и тех, кто ее изучает. Говорить о конкретных научных работах в данном случае не всегда получается, но можно выделить несколько причудливых тем, над которыми трудились разные группы исследователей.

Дождь из птиц

Год был богат на мрачные предзнаменования: в начале 2011-го тысячи мертвых дроздов покрыли землю в штатах Арканзас и Луизиана; за массовой гибелью птиц последовал массовый «падеж» рыбы. В связи с чем многие заговорили о близком конце света, однако, по мнению ученых, по крайней мере, гибель птиц и рыб с этим никак не связана, обычное совпадение. Что до несчастных дроздов, то здесь вероятной причиной экологи назвали нашу «повышенную пиротехническую активность». Их гибель происходила во время и после рождественско-новогодних праздников, когда от всевозможных фейерверков нервы не выдерживают не то что у птиц, но и у людей. Шум, гам, огонь в воздухе ломают пернатым систему ориентации, и они начинают натыкаться на провода, дома, стены, деревья… По словам ученых, массовая гибель животных происходит время от времени, но на сей раз она просто случайно привлекла к себе особое внимание СМИ.

Зомби

А еще прошедший год был щедр на сообщения о паразитах-зомбификаторах, подчиняющих себе разум хозяина. Исследователи описали несколько видов грибов славного рода кордицепс, которые паразитируют на муравьях. Внедрившись в тело насекомого, грибы заставляют его искать удобное для их развития место: муравей заползает на нижнюю сторону листа, впивается намертво в центральную жилку и умирает. Гриб формирует на трупике насекомого плодовое тело и рассеивает споры… Другой любопытный случай связан с гусеницей непарного шелкопряда и его бакуловирусом, который запрещает ей линять. Такая гусеница забирается на дерево как можно выше, обеспечивая вирусу большую площадь заражения.

Без мамы

Другой диковинной новостью-2011 нас порадовали генные инженеры: они вывели мышь, у которой было два отца. Спешим предупредить, что это никак не связано с половыми извращениями, просто оба хромосомных набора у животного были получены от особей мужского пола. Хитроумные молекулярно-генетические манипуляции, которые при этом производились, имели целью вовсе не пополнение научной кунсткамеры, а выяснение молекулярных механизмов природы наследования и разных феноменов, связанных с раздельнополостью.

Седьмое чувство

Много работ было посвящено необычным сенсорным системам у животных. У дельфинов нашли седьмое чувство — способность ощущать электрическое поле. Это обычное дело среди рыб, но дельфин не рыба, и пока что это единственный из плацентарных млекопитающих, наделенных таким необычным чувством. Предположительно, это помогает дельфину ловить добычу в мутной воде. Другой пример диковинной сенсорной системы демонстрируют вампировые летучие мыши. Эти зверьки с помощью тепловизоров определяют, где у жертвы ближе всего к поверхности кожи проходят крупные кровеносные сосуды. Наконец, ученые выяснили, что человек потенциально может видеть магнитное поле: человеческий белок криптохром, пересаженный плодовой мушке, выполнял функцию геомагнитного компаса. Правда, как разбудить эту функцию криптохрома у нас с вами, исследователи пока не знают.

Об интимном

Львиная доля научных диковин приходится на разнообразные аспекты сексуальной жизни животных. Так, выяснили, что голые кротовые крысы обладают исключительно невзрачными сперматозоидами. Мужские половые клетки у них мелкие и малоподвижные; если сравнивать с семенной жидкостью других млекопитающих, то иначе как лузерами самцов голых кротовых крыс не назовешь. Исследователи полагают, что такая малоактивная сперма появилась у них благодаря жесткой и сложной социальной структуре, которая ослабляет конкуренцию между самцами. Другое любопытное наблюдение в этой области относится к птицам: оказалось, что самки обычных крякв могут определить венерическое здоровье самца по цвету его клюва. Да-да, чем ярче клюв, тем «качественнее» паренек.

Игры полов

Порой нам приходилось удивляться новостям о животных-трансвеститах и транссексуалах. Французский бульдог, генетическая самка, выглядел как настоящий самец, вплоть до половых желез, предстательной железы и семенников… Птицы кардиналы совмещали в себе женские и мужские клетки, что отражалось на окрасе оперения… В Великобритании курица за несколько недель превратилась в петуха… А недавно была опубликована работа, в которой исследователи уличали самцов болотного луня в склонности к дамским нарядам. Некоторые из луней действительно носят женское оперение и с помощью этой уловки избегают драк с самцами-конкурентами, которые видят «псевдосамку» и не атакуют ее.

Циклоп

В октябре в ученые руки попал экземпляр животного, которому, казалось бы, самое место в каком-нибудь средневековом бестиарии. Речь идет об акуле-циклопе, чей единственный глаз находился прямо посередине лба. Правда, это был всего лишь неродившийся детеныш, вырезанный из акулы-матери. Исследователи говорят, что это редчайшая аномалия: известно всего 50 зарегистрированных случаев. Скорее всего, такой экземпляр вряд ли смог бы прожить хоть сколько-нибудь вне утробы матери.

Женская дружба…

Продолжая разговор о рыбах, следует вспомнить о гуппи, у которых нашли весьма удивительные варианты социального поведения, чем-то неуловимо напоминающего человеческое. Самки этих известнейших аквариумных рыбок образуют дружные женские коллективы, но стоит вблизи появиться сексуально озабоченному самцу, как женская дружба рушится. Правда, вовсе не из-за конкуренции за кавалера: наоборот, назойливые ухаживания так достают прекрасных дам, что у них не остается сил и времени на поддержание дружеских отношений; более того, задерганные самки начинают срывать стресс на своих же подругах… Но иногда самка гуппи идет на хитрость: если она не готова к романтическим приключениям, то выбирает себе в подруги более привлекательную, то есть готовую к спариванию самку. Озабоченный самец будет домогаться красотки-сексапилки, а ее подруга наконец-то насладится покоем.

Ядовитый Хома

Обычно животные прячут яд в зубах или когтях, орудиях нападения и защиты. Они не отравляют все свое тело, подобно растениям. Но и тут не без исключений. Африканский косматый хомяк ядовит именно что с головы до ног! Правда, он не вырабатывает яд сам, а пользуется своеобразной технологией: разжевывает местное ядовитое растение и с помощью полученной «мочалки» пропитывает свою шерсть уабаином. Любопытно, что этот же яд используют местные охотники: с его помощью можно завалить даже слона. Хищник, который схватит грызуна, рискует получить сердечный приступ со смертельным исходом.

Симфония любви